После переезда в Москву, я территориально стал находиться ближе к главному офису Яндек-Такси. Плюс, периодически приезжают приятели из разных служб в разных городах — все на поклон к «большому Яше». Частенько мы остаемся выпить пару бокалов пива и они рассказывают о последних новостях. Самой свежей новостью стало внедрение большого числа автоматических алгоритмов (разговор состоялся в начале ноября) в программе «Яндекс такси для водителей» (Таксометр).
Яндекс такси для водителей
Внедрение автоматических алгоритмов (процессов, выполняемых без участия человека) называют так же «машинным обучением». Компьютер сам учится на примере прежних ошибок (подобная система используется в банковском скоринге — там тоже нужно «кредитное кладбище» на котором можно анализировать данные).
Одна из самых интересных (и полезных для водителей) программ — «Большая перемена». Её запуск, по задумке менеджмента Яндекс-Такси, должен помочь улучшить их сервис именно для водителей. До этого (что занимательно) Яндекс-Такси считал своим клиентом или пассажира (из чьих денег платится комиссия), или таксопарк (кто подключает автомобили). О водителях все службы как-то забывали — а зря!
Теперь обращения водителей поступают в Яндекс-Такси через разные каналы: службу поддержки, посты в соцсетях (с хэш-тэгом #яндекстакси) и другие каналы. Компьютерная система сама проводит первичный анализ и разбивает все заявки по кластерам, например: «трудности с запуском программы», «проблема очередей в аэропорту», «неадекватное поведение клиента» и так далее.
С одной стороны, это позволяет направить типовые обращения к тому менеджеру, который именно на этом специализируется. Во-вторых, по количеству обращений видно, какой участок наиболее проблемный. Например, для Москвы традиционная проблема — распределение заказов в аэропортах. Иногда водитель едва высаживает пассажира, как получает новый заказ. А его коллега, стоявший в очереди более получаса, продолжает стоять на ожидании. Кстати, в Яндекс-Такси уверяют, что нашли решение такой проблемы и поступающие заказы распределяются через динамическую очередь. Я же от себя добавлю, что Я-Такси действительно проработал тему аэропортов — теперь в Шереметьево можно указать конкретный столб на выходе, у которого ты ждешь свое такси — аэропорт большой, терминалов много, бывает трудно найти друг друга даже около одного терминала. А теперь выбираешь «Столб 57» и спокойно допиваешь свой латтэ после рейса Майами-Москва (тяжело дался рейс, 12 часов летел) — водитель в «Таксометре» точно видит твою геолокацию.
Яндекс-такси: прохождение фотоосмотра
После зашкварных историй с авариями (привет Елене Гращенковой и иску на 60млн.рублей), в Яндекс-Такси всерьез занялись проверкой качества выпускаемых на линию автомобилей. Они должны быть чистыми, не битыми, с пустым и чистым багажником, детским креслом (если соответствующий тариф подключен).
Раньше с фотоосмотром было просто — его можно было пройти влегкую, сделав сразу десяток-другой фотографий чистого (после мойки) автомобиля на разных фонах. Более того, можно было даже делать фото с фотографий — это вполне прокатывало — смотрим веселое видео с партнерского канала:
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
Теперь стало строже: водитель делает 8 фотографий автомобиля, которые сперва проверяет нейросеть (программа, встроенная в «Таксометр»), а потом уже живые люди-ассессоры (через программу Яндекс-Толока). Интересно, осталась ли возможность провернуть такие же трюки как раньше — ассессоры из Яндекс-Толока это не сотрудники самого Яндекс-Такси, а фрилансеры. По большому счету им может быть глубоко пофиг до того, сделано ли фото машины заранее или это фотография с фотографии — выполнил задание, получил денежку. Больше машин — больше денег!
А вот для машинного обучения осмотр фотографий — интересная задача. Сейчас нейросеть Яндекс-Такси умеет определять битый/небитый автомобиль, сама «читает» госномера, проверяет правильность наклейки «Яндекс-Такси» но боках авто, различает четкие и размазанные фотографии. Свой вердикт нейросеть выдает мгновенно — даже до того, как снимки попали на проверку к живому человеку-ассессору. Поэтому если водитель сделал нечеткое фото с фотографии — он получит отказ не от живого человека, а от программы. И можно спокойно пробовать пройти «липовый» фотоосмотр снова.
В целом, сама ситуация развития программы «Таксометр» — это хорошо. Небольшая проблема есть в том, что ее разивают молодые мальчики-хипстерочки (см.фото), которые имеют очень смутное представление о реальной жизни. А ездят за рулем простые работяги (а в Москве — еще и гастарбайтеры).
Я надеюсь, что в какой-то момент Яндекс-Такси научится замерять не только выручку и процент отказов (не выполненных заказов), но и Индекс удовлетворенности водителей — тех людей, которые и создают атмосферу поездки, отвечают за безопасность и встречают пассажира. Пока же он движется по пути закручивания гаек — недавно в Яндек-Комфорт запретили иконки и четки в салоне автомобиля. Непонятно, какое это имеет отношение к комфорту, безопасности и имиджу компании (для мусульман четки — это вообще важный момент). Я вообще в такси либо сплю, либо болтаю с друзьями, либо сижу в телефоне на заднем кресле (самое безопасное место — сзади переднего пассажира). Что там у водителя на приборной доске — Иисус или Мохамед — это дело водителя.
Поэтому закончу статью хэш-тэгом #яндекстакси — ребята, заботьтесь о водителях. Сейчас их увовень удовлетворенности такой низкий, что они могут рассказывать о нем только самыми «ласоковыми» выражениями!
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.