Яндекс-такси: рождение первого цивилизованного игрока
Сервис Яндекс-Такси появился в России в далеком 2011 году. Первое время компания воспринималась очень позитивно — симпатичные новые машины в единой цветовой гамме, низкие тарифы, прозрачное ценообразование. Стоит особо отметить — Яндекс-такси сделали цивилизованным рынок такси в Москве, самом крупном городе России.
Я прекрасно помню, как раньше надо было голосовать на улице, чтобы поймать машину. И любая поездка «до ближайшего метро» стоила 300 (а то и 500р). В такси работало очень много выходцев из Закавказья — и вот все эти «дорогу покажешь«. А вызов такси по телефону нередко приводил к ожиданию подачи авто в 40 (!) минут.
Поэтому в момент появления Яндекс-такси принес для рынка такси много чего хорошего.
Для водителя — удобное приложение с Яндекс-Навигатором (в те времена с навигацией в смартфонах было туго, реально надо было помнить мелкие улицы). Исчезли девушки-операторы — и все эти бесконечные перезвоны, «почему пассажир не выходит«, «а собаку я куда посажу?«, «тут трое детей, откуда я столько кресел возьму?»
Для владельца небольшого таксопарка, типа меня — контроль за водителем. Раньше же надо было ехать на поклон к менеджеру местной службы, чтобы узнать еженедельную статистику своих водителей: сколько заказов откатали, в какое время работали, во сколько на смену выходили и так далее. А программа «Мой таксопарк» вообще позволила многим ребятам из регионов стать миллионерами благодаря обучению управлению арендными авто.
Спустя время Яндекс-такси подрос, окреп и порядком обнаглел. И в этом немалая заслуга Тиграна Худавердяна, директора Яндекс-Такси (а теперь и всего Яндекса).
В чем проблема Яндекс-такси.
В самом начале сервис Яндекс-такси работал с небольшой комиссией. Самые первые рекламы обещали чуть не 5% при выполнении определенных планов по количеству заказов.
Так же в самом начале компания была очень заинтересована в привлечении водителей и таксопарков, поэтому техподдержка работала вполне себе адекватно — ты мог дозвониться/дописаться до человека и твой вопрос рассматривали.
Самое главное, Яндекс-такси выступал как помощник для бизнеса, а не тиран, диктующий цены.
Спустя несколько лет, примерно к 2015-2017 году, ситуация поменялась кардинально. Причиной всего, конечно, стали быстрый рост и ненасытная жадность (Яндекс-такси принес около 68 млрд рублей выручки в 2020 году).
Из помощника таксопарков Яндекс-такси превратился в диктатора — пошел ценовой демпинг в Москве (это задолго до 2017), а потом и в других городах. В Яндексе это объясняли улучшенной загрузкой водителей: мол, заказов становится больше, простоев и холостых пробегов меньше, поэтому стоимость заказа снижается, а выручка водителя растет. Скажем прямо, этот метод работы называется «потогонка«. Таксопарки были не в восторге, но еще вчера вежливый Яндекс заявил: не нравятся наши цены — отключим от заказов. Так Яндекс-такси, не имеющий ни одной собственной машины-такси, стал диктовать на этом рынке цены.
Так же Яндекс-такси сильно увеличил комиссии — часто рядовые водители отдают суммарно 23% от стоимости заказа (комиссия таксопарка 5% и Яндекса 18%). При этом водитель сам оплачивает бензин, ТО, моет машину и сидит за рулем. Очевидный вопрос: если Яндекс предоставляет услуги по поиску заказов — почему услуга выставляется как процент от заказа, а не в виде фиксированной платы? Ведь затраты на обработку хоть длинного, хоть короткого заказа одинаковы? А ответ простой — потому что во главе Яндекс-такси стоит (стоял) очень жадный человек, которому цифры важнее людей.
Правда, вот недавно Тигран Худавердян опубликовал обратное, мол, «
Увы, на первом месте в Яндексе в целом — их собственные задницы и прибыль. Поэтому они не выпускают в топ новости о митингах (Яндекс-новости), запрещают своему менеджменту проявлять политическую позицию (ау, это цензура, запрещенная Конституцией) и раскрывают данные о пользователях по первому требованию силовиков.
Нечеловеческое отношение.
В Яндекс-такси так же решили сэкономить на техподдержке. Уже несколько лет автомобили перед выходом на линию нужно фотографировать (цифровое рабство в действии). Но оценивает их не человек, а нейросеть — именно она выдает вердикт: выпускать авто на линию или нет.
Надо ли говорить, что условному Васе из Таганрога тяжеловато доказать что-то нейросети? И вот этот разрыв между «цифровыми мальчиками» 23-27 лет, работающими в офисах Яндекса, и их целевой аудиторией таксистов в регионах, со временем становился только больше. На видео — типичный офисный разработчик Яндекс-Такси, пробующий на своей шкуре выполнить все те правила для водителей, которые он придумал, сидя в прохладном офисе с кондиционером и кофемашиной.
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
Много раз бывали ситуации, когда запускался какой-то сервис или услуга, совершенно не отвечавшие чаяниям водителей, особенно, в провинции. Те же «стандарты качества обслуживания пассажира» — как информационный сервис может диктовать тем, кого официально (см. суд с Еленой Гращенковой) не признает своими сотрудниками, правила обслуживания пассажиров?
Система рейтингов: не можешь получить заказ по определенному тарифу, если у тебя рейтинг плохой — а влепить «двойку» может любой клиент просто потому, что у него плохое настроение. Рейтинг из системы оценки и мотивации превратился в беспощадный инструмент управления водителем: улыбайся, ставь минералку на заднее сиденье, ожидай клиента 5 минут бесплатно, выслушивай все его разговоры и вози пассажиров по промокодам — все ради того, чтобы твой рейтинг не опускался ниже заветных 4,8
Когда Яндекс-такси уронил цены до минимума, их худые очкастые программисты придумали ввести «еще более экономный тариф» (что-то из серии «по пути«, когда водитель возвращается домой и берет дешевый попутный заказ). Заказы «по пути» были прямо совсем не по пути. Искусственный Интеллект лагал, а жаловаться на него в техподдержку было бесполезно. Зачем это было нужно?!
Из последних спорных нововведений — курьерская доставка силами водителей Яндекс-такси. В период пандемии количество заказов в какой-то момент упало, поэтому выбирать водителям не приходилось. В итоге, за свои копейки, они и выполняли роль водителя, и еще стали выполнять роль грузчика-курьера!
Так же крайне спорным было утверждение Яндекс-такси, что безопасность пассажира для них превыше всего.
Вот страшные кадры с ДТП, в котором погибло двое мужчин и серьезно пострадала одна девушка. За рулем автомобиля Яндекс-Такси оказался уроженец Узбекистана, который вообще не имел водительских прав! После шума в Яндекс-такси отключили от заказов весь таксопарк — но мы же знаем, как это бывает: открывается новое юрлицо, все автомобили переводятся на него, после чего те же самые люди снова получают заказы. И вот вопрос: а как в Яндекс-такси могут на честных щах бить себя пяткой в грудь «мы за безопасность«, когда чуть не каждый день у них то наркоман за рулем, то водитель без водительских прав?
И таких историй с автомобилями Яндекс-такси тысячи! Угадайте, какова позиция монополиста в случае ДТП? «Мы — информационный сервис, а наклейка Яндекс-такси — это просто реклама. Мы не оказываем услуги по перевозке перевозки пассажиров.» Это дословная позиция в суде по иску
Усталость от монополиста — дорогу DiDi
Скотское отношение к водителю, отсутствие гарантий безопасности для пассажиров, все большее отдаление высоколобых интеллектуалов из просторных офисов Яндекса с капучино и фраппе от их клиентов — обычных водителей-таксистов …все это привело к общей усталости от Яндекса. Достаточно посмотреть ролики на YouTube с отзывами про работу в Яндекс-такси или комментарии под официальным каналом самого Яши
Если раньше мы и поисковую систему Яндекс воспринимали как «наш ответ американскому Google«, и Яндекс-такси нахваливали, мол «не только в Америке есть Uber, у нас вон тоже крутые сервисы по такси имеются!»
То теперь мы видим: Яндекс-поиск вовсю сотрудничает с властями, скрывая из поиска новости про митинги, выдавая правоохранителям данные о своих пользователях по первому запросу и превращая Яндекс-Новости в УГ.
Неожиданно оказалось, что тот же американский Google делает для развития гражданских свобод в России больше, чем наш родимый Яндекс. Google не выпиливает «неудобные» новости, не блокирует каналы популярных оппозиционеров на YouTube и вообще ведет себя очень адекватно.
Яндекс-такси превратился в эксплуататора, который гонит курьеров и водителей на смену при любой погоде. И каждому водителю хотелось бы публично плюнуть в лицо менеджменту из Яндекс-такси, да только куда ты пойдешь? Вариантов на рынке немного: Яша, СитиМобил, Максим/Везет и Gett для тех, у кого машинки получше. Казалось бы, можно уйти в другие сервисы, но Яндекс-такси самый крупный из них. Такая ситуация называется «монопсия» — ограниченность выбора для карьеры у человека с узким профилем деятельности.
Поэтому реакция на появление DiDi была очень радостной — наконец-то появится мощный игрок, который надает по зубам обнаглевшему Яндексу. И пусть он китайский. И пусть все эти маркетинговые акции, скидки на поездку, низкие комиссии — это временно, на первые 3-6 мес работы на рынке. При это никто не ждет от DiDi отмены рейтингов, отмены пессимизации за отказ от поездки, низких комиссионных, официального трудоустройства, сказочных тарифов или еще чего-то несбыточного.
Самое главное — за DiDi стоят огромные деньги (оценка компании в 60млрд долларов, это 4,5 мрлн рублей) и 550 млн пассажиров. Этот игрок минимум в 10 раз больше нашего Яши, поэтому даже если DiDi будет развивать бизнес в России «одной левой пяткой» — высока вероятность, что Яша подожмет хвост и снова повернется лицом к его клиентам. А клиенты Яндекс-такси, которые приносят ему прибыль — это водители.
И именно этого ждет рынок от китайского гиганта — настоящей конкуренции с Яндекс-такси. Наконец-то появится инструмент, который обуздает монопольное положение черно-желтого наглеца в сфере таксомоторных перевозок. Если в предыдущие раунды битва велась за пассажира, то теперь мы ожидаем, что агрегаторы будут бороться и за просты водителей.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.