Тенденции и новости в такси-2021

Цифровые профили водителей такси — первые новости

С 14 августа в Москве и Московской области заработали цифровые профили водителей такси (система КИС «АРТ» ). Речь о «электронном паспорте водителя такси» — каждый водитель теперь должен зарегистрироваться и создать личный кабинет на сайте https://art.taxi.mos.ru/login  (можно зарегистрироваться через портал ГосУслуги)

В нем отображается базовая информация — водительское удостоверение, разрешение, страховка и так далее. Вот пример запроса при входе через ГосУслуги — интересные новости про такси

КИС АРТ просит вас...
КИС АРТ просит вас…

 

Основная цель — «отбелить» рынок такси. Оградить доступ к заказам для нелегалов, мигрантов без российского В/У, выявить злостных аварийщиков/кидальщиков и так далее. В целом, идея здравая, но как обычно — проблема с внедрением и реализацией.

Не секрет, что принятый в 2011г ФЗ-69 «О такси» до сих пор толком не работает (привет авторам статьи 9.3. и понятий «фрахтование легкового такси«), изменения в него так и не внесли (понятия «агрегатор заказов» до сих пор не существует, хотя Яша/Гет/Сити живы и растут). И вот крупнейшие игроки отрасли объединились с Правительством Мск и Области, чтобы внести поправки и упорядочить отрасль.

Забавно, что это делается на напрямую — через внесение изменений в ФЗ-69. А с фланга — через создание портала, который будет выступать в качестве прослойки между водителем и агрегатором.

С одной стороны, рядовому водителю такси это плохие новости — надо вникать в новые правила, регистрироваться, разбираться. Чего греха таить, даже через пару недель после запуска, система работает нестабильно. Например, я не смог зарегистрироваться через ГосУслуги

Система работает нестабильно
Система работает нестабильно

Для арендатора система явно пойдет в плюс, хотя тоже добавит головной боли. Плюс — сразу видна подноготная водителя (например, история по ДТП). Минус — придется больше тратить времени на предрейсовый/послерейсовый мед/тех осмотр. Раньше это все решалось покупкой бланков Путевых листов на год вперед. А сейчас Мед/Тех организации тоже должны регистрироваться в КИС «АРТ», поэтому выполнять эти осмотры похоже что придется.

Для агрегаторов и властей система только в плюс. Они занимают позицию market makers — как бы водители не бастовали, все равно всех загонят под этот КИС «АРТ» (сперва в Москве и области, а потом и по всей России). Агрегаторы получат еще больше данных о своих водителях — хотя, куда уж больше? И так в приложениях Я-такси, Сити-Мобил и прочих спрятано столько метрик, оплетено столько пикселей, что данных выгружается просто тонна. Но теперь их будет еще больше.

Забавно (и абсурдно) читать о причинах создания КИС «АРТ» — борьба с терроризмом и прочее. Ну, если бы делали упор на ДТП — это я бы еще как-то мог понять. Хотя и ДТП — так себе причина для такой обязаловки, ведь основными виновниками аварий в такси являются и не мигранты, и не юнцы, и не водители без стажа

виновники ДТП в такси
виновники ДТП в такси

Подробнее о системе, преимуществах и проблемах напишу в ближайшей статье.

Электромобили в такси

Пока в России борются за то, чтобы рынок такси стал прозрачным и честным, в развитых странах думают о снижении углеродных выбросов. Самый очевидный способ очистить воздух городов — это электрифицировать общественный транспорт. Так, английская компания Arrival (созданная российским выпускником МФТИ Денисом Свердловым) уже разработала компактные автомобили на электрической тяге. Причем, в отличие от традиционных автогигантов, она планирует собирать их на микрофабриках (в ангарах/складах 100*100м). То есть не надо строить автозавод — арендовали большой склад, завезли роботов-сборщиков и комплектующие, и погнали!

арривал - фургон для почтовой службы
арривал — фургон для почтовой службы

Фишка микрофабрик позволяет существенно снизить стоимость электрического автомобиля — она сопоставима с ценой бензинового собрата. А это открывает гигантские возможности для использования машин Арривал в такси — ведь те же Tesla в такси не придут примерно никогда именно из-за заоблачного ценника. Если же такси от Арривал сможет конкурировать по цене с Киа Рио — вэлкам ту зе бизнес! (Кстати, КИА — один из инвесторов в Arrival)

Наметки по рынку такси уже есть — заключен меморандум с Uber. Даже есть рендеры первого автомобиля (компания утверждает, что будет его создавать в партнерстве с водителями Uber)

Uber такси от Arrival
Uber такси от Arrival

Для чего это Uber? Электромобили от других производителей все еще очень дороги. Автопилоты не выйдут на дороги общего пользования большинства стран мира еще минимум 10 лет. А финансовые показатели Uber плохи — и плохи они прямо сейчас!

Да, у мирового гиганта такси огромная капитализация, клиентская база, куча сервисов в эко-система (тот же Uber-Eats). Но каждый квартал компания тратит больше, чем зарабатывает. Поэтому компании надо искать, где резать косты. Если по дорогам будут ездить электрические автомобили — расходы на топливо будут меньше, unit-экономика лучше, а там глядишь может и P&L начнет сходиться (отчет о прибылях и убытках).

Для нас, арендодателей, это огромный плюс. Машины Arrival обшивают не металлом, а композитными панелями — они выдерживают небольшие ДТП, им не страшны царапины (пигмент красителя внесен в толщу материала). Стоимость (с учетом владения) авто обещают сделать такой же, как у бензиновых/дизельных — ну и ежу понятна экономия на электричестве.

Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане

Так же есть ожидания, что машина будет собирать данные о пользователе — например, по усилию педали акселерации и углу поворота руля можно делать выводы о склонности водителя такси к опасной езде.

Впрочем, запуск своего автомобиля такси запланирован на 2023-2024 годы, так что быстрых результатов ждать не приходится. Зато на первые электрокары-фургоны для UPS можно взглянуть уже сейчас.

Автопилоты в такси

Вы удивитесь, но автопилоты-такси уже существуют (спойлер — и это не Tesla). Более того, автомобили с автоматическим управлением выпускает не только Tesla , но и ряд других компаний — тот же Яндекс или детище Google, компания Waymo, и ряд других.

Waymo пошла дальше остальных — пока Яндексу разрешили пускать свой автопилот лишь в Иннополисе (в Республике Татарстан можно заказать автопилот по паре маршрутов), американцы дали зеленый свет на тестирование роботизированного автомобиля на дорогах общего пользования. Для целей безопасности, за рулем все еще сидит живой человек — в случае нештатной ситуации он готов перехватить управление на себя (71% американцев не доверяет автопилотам). Но сам факт — технология не только есть, она уже запущена в коммерческую эксплуатацию!

Более того, в городе Феникс (штат Аризона) пользователи могут заказать такси-автопилот без страхующего водителя-человека. Речь идет о полноценной коммерческой эксплуатации именно в такси. Офигеть? Да, офигеть

Спойлер: на видео показана 25 минутная поездка на такси-автопилоте и да, один раз машина реально затупила — велись дорожные работы, рабочие расставили конусы и это сбило автопилот с толку.

 

Летающие такси

Вы удивитесь, но и это уже не фантазии. Не буду мучать подробностями — но летающее такси уже создано. В России.

Да, это тоже офигеть

Технология не сказать, чтобы революционная. По сути речь идет об обычном дроне, только гигантских размеров и с некоторыми особенностями конструкции (безопасность). Причем, есть определенная уверенность, что именно технология дронов приведет к созданию летающих автомобилей — дроны уже стали настолько мощными, что в недавней войне Армении и Азербайджана, последний использовал турецкие дроны для перевозки авиабомб и ракет! Ракета весит примерно как и человек, поэтому заменив опасный груз на 60кг тушу в футболке, мы чисто теоретически получаем летающее авто.

Понятно, что для управления им первое время будет нужен умелый оператор. Да и формат использования в той же Москве — быстро и без пробок добраться из Сити в Аэропорт или модный ресторан в пределах Садового Кольца. Это именно аудитория и рынок такси, каким он был в самом начале своего становления: оператор/инженер/водитель, являющийся профи. Слишком дорогое устройство, чтобы его мог позволить обычный человек. И вполне очевидная задача, решаемая этим транспортным средством — экономия времени!

Первая книга с упоминанием такси - Золотой Теленок, Ильф и Петров
Первая книга с упоминанием такси — Золотой Теленок, Ильф и Петров

 

Чего не хватает в этом списке?

Я могу ошибаться, но никто толком не думал о нас, арендаторах. Приложение, которое бы облегчало поиск водителей такси, проверку их данных (кредитный рейтинг, crime report, статистика правонарушений на дорогах, штрафы, история занятости в других таксопарках). И, наконец, я бы хотел видеть статистику по своим водителям — наработка в час, пробег, холостые пробеги, простой, расход бензина, автоматическое обжалование штрафов с камер и прочее.

Хотя, если скоро водители будут не нужны, наверное, и в таком приложении нужда отпадет сама собой.

А как считаете вы, мои читатели?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий