Некоторые юридические вопросы сдачи автомобилей в аренду

В комментариях часто повторяются вопросы:
— как обезопасить себя от штрафов при аренде
— какой максимальный срок договора проката
— начислять ли аренду при поломке автомобиля и его простое
— в чем разница между прокатом и арендой автомобилей
— в чем отличие аренды автомобиля с водителем от аренды автомобиля без экипажа

Постараюсь ответить на эти вопросы с помощью моего юриста Петра Алексеевича Зараева (очень интересную запись с Петром Алексеевичем о схемах работы с арендными автомобилями можно послушать тут)

1) Если вам приходят штрафы с камер автоматической фиксации правонарушений за арендный автомобиль — можно ли их не платить? Если да — то как?

ОТВЕТ: Очень частая проблема. Подробно на нее дан ответ в книге «Такси как бизнес 3», однако вопрос задается регулярно. У нас есть КоАП РФ, в п.1.5 которого указано, что привлекаемое к ответственности лицо обязано доказать свою невиновность. Поэтому если за рулем автомобиля сидели не вы — нужно это доказать. В главе 12 КоАП РФ как раз идет речь о правонарушениях, которые фиксируются в автоматическом режиме. В ней указано, что при фиксации нарушения к ответственности привлекается собственник ТС (ст. 2.6.1 КоАП). ОДНАКО собственник ТС может быть освобожден от оплаты штрафа, если в момент фиксации за рулем был не он и есть доказательства. Если мы сдаем автомобиль в аренду без экипажа — мы попадаем как раз под этот пункт (подробнее в ч.1 ст.642,ГК РФ). Соответственно, нужно правильно составить договор аренды ТС без экипажа, указав в нем дословно: «Ответственность за штрафы, полученные с применением специальных технических средств фото и видеозаписи и фиксирующиеся в автоматическом режиме, возлагается на арендатора» — такую фразу надо вписать в договор. С этим договором сразу после получения штрафа по почте идем в ГИБДД в Отдел автоматической фиксации и обжалуем штраф, прикладывая Заявление и копию договора аренды ТС без экипажа. Фишка в том, что и арендатор скорее всего штраф не заплатит — часто, пока бумаги переоформляют, проходит период, в течение которого должен быть составлен протокол.

2) На какой максимальный срок можно взять автомобиль в прокат?

ОТВЕТ: Договор проката автомобиля (как правило, это не такси, а именно прокат) может быть заключен на период ДО 1 года (ст. 627 ГК РФ). Если даже в договоре указан более длинный срок — он все равно во всех инстанциях будет приравнен к 1 году. Очень плохо еще и то, что к такому договору нельзя применить поправки о преимущественном праве продления договора (как могло бы быть по ст. 621 ГК РФ при договоре аренды). Договора проката не удобны при работе с такси, поэтому крайне не советую использовать такую форму договоров. Лучше остановиться на договоре аренды ТС без экипажа.

3) Можно ли начислять арендатору арендную плату на время простоя автомобиля при поломке?

ОТВЕТ: Очень щепетильный вопрос, мы частично разбираем его в книге «Такси как бизнес 3». Правовая точка зрения и то, что есть в практике, сильно отличаются. С точки зрения закона (при заключении договора аренды ТС без экипажа) есть ст. 644 ГК РФ, в которой указано: обязанность по содержанию ТС, переданного по договору аренды без экипажа, возложена на арендатора. Причем, в судебной практике «обязанность по содержанию» очень часто означает и «обязанность по проведению текущего ремонта». Это во-первых. А во-вторых, согласно п.1 ст. 614 ГК РФ, на арендатора так же возлагается обязанность своевременного внесения арендной платы согласно условиям договора. Так вот, если в договоре НЕ УКАЗАНО отдельно, что на случай простоя из-за ремонта арендные платежи не уплачиваются (а обычно так никто не пишет), то арендатор ДЕ ЮРЕ должен платить.

ДЕ ФАКТО обычно на время ремонта аренда не начисляется. Но это уже, как правило, оговаривается устно, без договора. То есть, по сути, это — как и разделение ответственности по ремонтам машины — добрая воля арендодателя. И вы — арендодатели — должны помнить, что в ваших руках есть рычаг воздействия на водителя: всегда можно подать на него в суд за поломки и простой автомобиля, потому что Закон будет на вашей стороне.

4) В чем отличие между прокатом и арендой автомобилей?

ОТВЕТ: Из практики, чаще всего договора проката заключаются при краткосрочном пользовании машиной. Это может быть подменный автомобиль, это может быть прокат машины на курорте или в отпуске, это командировочные люди, которым нужно провести массу встреч и нужна машина. Поэтому они обращаются в прокатные фирмы, где большой выбор более-менее солидных автомобилей, более высокая плата за каждые сутки, предусмотрен залог (денежный или имущественный).

Аренда автомобилей без экипажа — чаще всего это такси. Суммы аренды за сутки меньше. Автомобили очень часто невысокого класса. Так же, как правило, водитель не вносит никакого залога за борт.

Разница между ними очень большая, т.к. на договора проката распространяется Закон о защите прав потребителей ( а так же ст.626-631 ГК РФ), он отдает очень много прав арендатору. Договор проката, например, предусматривает ответственность АРЕНДОДАТЕЛЯ за текущий и капитальный ремонт автомобиля (ст. 631 ГК РФ). А по договору аренды ТС без экипажа — это уже ответственность АРЕНДАТОРА (ст. 644 ГК РФ). При договоре проката клиент вправе потребовать замены машины, если обнаружил недостатки, частично или полностью препятствующие пользованию им (всевозможные поломки). Причем, арендодателю дается всего 10 дней на устранение недостатков (ст. 629 ГК РФ). Договор аренды ТС без экипажа этого не предусматривает. Можно сказать, что такая форма более выгодна тем, кто сдаем борта в аренду (то есть нам). Поэтому в такси мы чаще всего используем именно ее.

5) В чем отличие договора аренды автомобиля с водителем от аренды ТС без экипажа?

ОТВЕТ: Разница в том, что для аренды автомобиля с водителем (фрахта) характерно применение ст. 632 ГК РФ: Арендодатель должен предоставить автомобиль во временное владение арендатору, а так же СВОИМИ силами осуществлять управление и техническое обслуживание данного автомобиля. Получается, что нужно предоставить и машину, и водителя. Очевидно, что прямой фрахт получил распространение только в виде услуг легкового такси. И в самом деле, вызывая автомобиль такси, клиент как бы «фрахтует» автомобиль вместе с водителем — правда, на очень короткий срок и оплачивая услуги по окончанию поездки наличными. В печально известном ФЗ-69 «О такси» ДО СИХ пор осталось положение о том, что клиент должен заключить со службой такси договор фрахта — то есть для вызова такси надо прежде всего заключить договор со службой, а уж только после этого звонить по телефону. Понятно, что в таком виде Закон просто не работает.

Договор аренды ТС без экипажа — это договор, который заключается между собственником машины и водителем такси. Водитель берет борт в аренду и обязуется выплачивать арендную плату с определенной периодичностью. Как раз эта форма договора является наиболее востребованной рынком.

На ваши вопросы отвечал: юрист Зараев Петр Алексеевич.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 17
  1. Татьяна

    добрый день я слышала, что в договоре аренды без экипажа можно указать -Доходы, полученные Арендатором в результате использования автомобиля, считаются как благотворительность и используются на амортизацию данного т/с,( поддержания надлежащего автомобиля, ремонт, улучшение т/с и др. расходы ), а так же не облагаются налогом -НДС. Тогда налоговая не докопается Верно ли это? Спасибо

    1. Вика

      Возможно, если Вы доход от аренды авто будете относить на амортизацию в проводках, никто не докопается. Но насколько это работает, нельзя сказать. Амортизационные отчисления же не бесконечные, да и улучшать ТС каждый месяц — не реально….

      1. Артём Медведев (автор)

        Тут, кстати, есть толковый бухгалтер на форуме такси — Екатерина. Ее координаты есть в закрепленном посте про бух.услуги в такси

  2. Александр

    Артем!Спасибо за науку!

    1. Артём Медведев (автор)

      дай бог, чтобы пригодилось!

  3. Ян

    Доброе время суток Артем, у меня к вам несколько вопросов:

    1)вы сами работает как ИП, Юр. лицо(ООО) или просто физ. лицо?

    2)представим что: я физ.лицо(не ИП, не ООО),то есть занимаюсь предпринимательской деятельностью без разрешения, естественно не плачу налоги, пенсию, страховку и т.п. у меня работает водитель, на моем авто, по договору аренды (или рабочему). предположим что водитель совершит дтп, залезет в долги, угонит машину и прочие не законные деяния, в следствии которых мне придется подать на него в суд. каким образом все ето будет рассмотрено судом? не повернется ли суд против меня? оштрафуют меня за осуществление предпринимательской деятельности без разрешения? спросят почему налоги не платил и т.д? и водителю ничего не будет, или если даже подам в суд на водителя, а с него нечего трести?

    1. Артём Медведев (автор)

      Добрый день
      я работаю как физлицо, т.к. машин мало. Но разрешения делаю, для этого есть масса контор. Например, otptaxi.ru
      Из-за этого можно не опасаться штрафов. Трудовые договора сейчас не в почете (это про пенсии и налоги) — чаще делают договора аренды автомобилей. В случае ДТП смотрим, кто виновен: если третье лицо — страховая платит по ОСАГО. Если водитель — решаем с ним, как он будет выкручиваться. Чаще всего особо с него нечего взять, поэтому сажаем на повышенный план. А машина чинится с помощью авторазборов. Я бы советовал не поскупиться и купить книжку о такси, там все очень понятно расписано про такие случаи

      1. Александр

        У меня один борт зарегистрирован а другие нет. Как быть !!!!!

  4. Иван

    Может ли сдавать автомобиль в аренду третье лицо?

    1. Артём Медведев (автор)

      В целом да, может. Я так работал по одному из своих бортов: чтоб не тратиться на регистрацию, купил авто по гендоверенности, по ней же получил разрешение, по ней же сдал в аренду, по ней же потом в суде судился с должником-водителем. Только не забудьте вписать в нее право получения присужденных денежных средств. А то у меня такого не было: в суд обратился, а деньги получить не могу!

    2. Андрей

      Может. Мы, например, сдаем автомобили партнеров, которые могут быть в собственности как у физических лиц, так и у юридических. У нас есть партнеры — владельцы автомобилей, получающие 60-70% от тарифа. Остальные проценты берем мы за свою работу и привлечение клиентов, а так же за помощь в проблемных ситуациях, которые хоть и редко, но возникают. Если ваш вопрос в том, смогут ли сдать ваш автомобиль другие, то вы должны понимать, что часть прибыли уйдет им, как посредникам, помогающим вам в реализации ваших услуг по сдаче автомобиля в аренду (будь то: прокат, сдача под такси, аренда без экипажа и т.п.).

      1. Андрей

        Если нужна косультация, а лучше аренда авто :)), то заходите на http://prokat-avto.moscow/ и звоните. Будем очень-очень рады. …особенно потенциальным клиентам :))

        1. Артём Медведев (автор)

          Пусть висит в качестве рекламы, я не против, лишь бы польза была

      2. Артём Медведев (автор)

        Отлично, пусть висит, добавьте свои контакты

  5. Сергей

    требуется юрист: работа по взысканию задолженности с водителей такси 6 Аренда автомобилей, штрафы, оспаривание штрафов в ГИБДД списание штрафов с компании на водителей. составление / инспекция договоров Аренды. +79264103558 сергей

    1. Артём Медведев (автор)

      Уточняю: город Москва

  6. Виктор

    ип арендовал автомобиль для такси с экипажем. какую ответственность несёт ип.За рулём собственник авто.

Добавить комментарий