Как я уже рассказывал, нужно было по командировке съездить в город Дубай. Естественно, я воспользовался возможностью, чтобы узнать, как устроен рынок такси в этом городе-государстве, который входит состав Объединенных Арабских Эмиратов.
Самый простой способ узнать, как устроен бизнес такси в каком-то городе или стране – это взять такси с аэропорта. Это позволит узнать сколько стоит такси, как заказывается, как долго ждать, какие приезжают машины (легальные, не легальные). Этим способом мы решили воспользоваться и в Дубае. На фотографии указан наш маршрут из аэропорта до гостиницы, по ней видно, что ехать всего 16 минут. Интересный вопрос – сколько же стоила поездка? Тут надо заметить, что стоимость поездки будет сильно отличаться у легального таксиста и нелегального. Как будто сама судьба толкала нас в руки сперва нелегального таксиста.
Хотя в аэропорту везде висят таблички: «Не используйте нелегальное такси», но ведь на самих таксистах не написано легальный он или не легальный. Мы стояли в очереди, хотели купить водички, рядом стоял мужик и спросил, нужно ли нам такси? Да, нужно! Говорит что он таксист, принимает кредитные карты и зовет нас с ним на парковку. Спрашиваем сколько будет стоить такси, он что-то считает на калькуляторе и сообщает, что будет стоит 180 дирхам. Но мы же не знаем много это или мало, 180 значит 180. Идем на парковку.
Вышли, на улице как назло дождь… В Дубае дождь вообще очень редко бывает, нам, можно сказать повезло, что мы попали в дождливую погоду! Для них дождь – это праздник, потому что пустынно, летом очень жарко. Да и зимой температура 27 градусов, жарковато.
Таксист нас повел куда-то далеко-далеко на парковку и тут стали закрадываться сомнения. Отойдя на довольно приличное расстояние, я посмотрел по сторонам — машин такси нет вокруг. Машины такси в Дубае имеют особую цветографическую окраску: низ бежевый, а верх красный/синий/зеленый в зависимости от таксопарка.
Мы заходим на какую-то парковку, таксист говорит нам, что спустится сейчас со второго этажа, и мы поедем, и вообще сегодня, говорит, будет хороший день, так как у меня хорошие клиенты. Я еще раз интересуюсь, принимает ли он кредитные карточки, потому что выглядит немножко странновато, не похож на таксиста. И тут получаю ответ – нет, не принимаю, аппарат то ли сломался, то ли не работает. Мы стоим такие на парковке и зависаем…Вот она, восточная хитрость: сперва завел не пойми куда, а теперь оказалось, что первоначальные условия изменились. Явно нацелено на таких клиентов, которым в лом туда-сюда с сумками таскаться — поедут и за наличные!
Но мы-то только вышли с аэропорта и у нас еще нет налички, потому что в аэропорту обменивать очень дорого и мы обменяли только 100 дирхам. А нам нужно 180. Решаем с таксистом , что нам теперь делать. Интересуемся может есть напарник или какая-то другая машина, он отвечает, что нет, но вы может сходить в банкомат, у них это называется АТМ, и обменять там.
Я думаю, ага, сейчас мы с сумками пойдем обратно в терминал, будем там снимать деньги, потом пойдем обратно на парковку под дождем. Сообщаем что найдем другое такси, разворачиваемся и уходим. После, уже вернувшись к терминалу, мы посмотрели и увидели табличку: «Очередь Такси…»,что означает очередь из пассажиров, которые ожидают посадку в легальное такси.
Такие очереди я часто встречал в развитых городах и странах: в США, в Гонконге, теперь в Дубае. Когда пассажир прилетает, он просто идет по указателям «Такси», стоит в очереди, где его централизованно сажают в легальный борт. Иногда при этом дают талон/номерок, иногда просто говорят «Садитесь туда». В России такой системы, например, нет: таксисты сами себе ищут пассажиров, донимая их еще до выхода с аэропорта. Сейчас это уже кажется дикостью. Но с другой стороны, из того же Шереметьево проще и быстрее уехать, чем из Дубая — не надо стоять в очереди, просто с приложения заказал борт, нашел его по номеру (или созвонился). Я уехал на обратном пути из Шереметьево за 4 минуты! В Орландо мы простояли в очереди 43 минуты! Вот это разница!
Плата за посадку.
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
Сейчас во многих службах есть плата за посадку. Сел — на счетчике уже какая-то сумма. Бывает, что нужно оплатить за свой счет проезд по платной дороге или платный паркинг. В Дубае такая же система: посадка в аэропорту платная (водители платят за въезд на территорию). Так же мы проехали по одному платному мосту. Все это отражается в чеке, который водитель выдает пассажиру в конце поездки: дистанция, время ожидания, платные дороги, дополнительные услуги во время поездки (например, вода — летом при +50 это актуально). С этим там полный порядок: не БСО, как у нас, а настоящие чекопечатающие машинки. Очень удобно, особенно, для командировочных.
Так же в салоне установлен планшетный компьютер, на котом работает электронный таксометр (в США он аналоговый). Говорят, есть приложение для вызова Дубайского такси — но мы с ним не успели познакомиться. Оставлю на их совести, будем считать, что оно есть.
Чек выглядит следующим образом:
Как я уже говорил, в Дубае несколько крупных таксопарков. Машины, в основном, японского происхождения — либо седаны (Ниссан Альмера 2016, Тойота Камри), либо семиместные микроавтобусы. Все такси имеют бежевый цвет, а борта разных автопарков отличаются только цветом крыши — тут есть примерно 7-8 разных вариантов. Например, такой
Со слов водителя, машины работают либо до ДТП, либо до достижения 800 000 миль пробега. Это очень высокий показатель, но качественные японские автомобили его выдерживают. Дороги в Эмиратах хорошие, ровные, ям нет. Бензин тоже качественный. Климат не как у нас и реагенты не сыплют. Короче, машина может ходить и ходить. Но есть другая беда — много ДТП.
Движение на дорогах оживленное, скоростное, много участников дорожного движения. Когда строили основные магистрали, видимо, никто не думал, что город будет расти с 1965г и по наши дни без остановок. И хотя в целом город просторный и хорошо спланирован, все-таки он постепенно перерастает себя — и первый показатель это пробки. Дорог не хватило для всех участников движения — наш 16 минутный путь мы проехали за 40 минут! Успели постоять и тут, и там. Водитель-индус пару раз пытался врубать шахматиста и перестраивался из стороны в сторону — закончилось словесной перепалкой с водителем соседнего Ягуара. Все-таки люди в целом везде одинаковые: можно дать водителю машину в специальной окраске, можно натянуть на него рубашку с погонами, бейджик. Но что-то общее есть на всех континентах — это мелкие бытовые стычки, в том числе и на дороге.
В Эмиратах строгие правила, полиция неподкупнка (им и так хорошую зарплату платят), хорошие дороги. Откуда тогда берутся ДТП?
Причин несколько: очень много участников дорожного движения. Довольно высокие скорости. И Рамадан — говорят, в этот священный месяц число ДТП увеличивается. Связано с тем, что мусульманину нельзя есть и пить от восхода и до заката солнца, то есть весь день. А день к тому же еще и жаркий! Летом там до +50!
При этом никто не отменял работу, дела, бизнес. Поэтому утомленные и ослабшие люди садятся а руль, у них уже слабая реакция, но ехать надо. И когда два таких участника слабо реагируют друг на друга, а скорости высокие — и происходит ДТП. Мы видели такое в первый день прилета (больше за неделю я ДТП не видел). Из-за столкновения машин перекрыта эстакада, скопилась огромная пробка — потому что машины разбросало по отбойникам и они заняли все полосы!
В Эмиратах религиозная составляющая сильно: они чтут Рамадан и другие праздники. Из-за этого нельзя есть и пить в метро, в такси и в ряде общественных мест. Я был удивлен, когда увидел на передней панели прейскурант с видами «строгих нарушений» — штрафы высокие! Ремень пристегни. собак и кошек нельзя возить (в такси Максим можно за +50р). Курить, есть, пить нельзя!
Сколько же зарабатывает таксист? Наш водитель сказал, что он делает 150 000 дирхам в месяц, из которых компания-таксопарк оставляет ему 30% (4500 дирхам). А это, между прочим, почти 70-75 тыс.рублей в месяц! Для безграмотного водителя, который по английски не умеет и навигатор отсутствует, это очень даже хорошо!!! Плюс иногда чаевые (я один раз оставил). Таксист говорит: приезжают некоторые люди и говорят — у вас такое дешевое такси (в среднем 20-25 дирхам поездка по городу), еще оставляют чаевые. Понятно, о ком речь!
Но есть и такие, которые из Судана (там ООН официально голод объявила), которым дорого вообще все. Эти чаевых не оставляют. И так же сложности есть при оплате картой — взымается +2 дирхам за процессинг. Это для многих европейцев и американцев неприятно, т.к они чаще всего используют только кредитки, а наличка считается не комильфо! Поэтому им либо снимать с банкомата (с %), либо переплачивать за каждую посадку.
Водители, в целом, довольны работой и городом: по их словам местный шейх тратит деньги не себе на карман, а на общественные нужды (оно чувствуется, кстати). Поэтому его уважают и любят.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.