Наконец-то нашел время написать отчет / отзыв о прошедшем форуме МЕФТ (5 Международный Евразийский Форум Такси). Как было сказано, он проходил в пятый раз. В этот раз местом выбрали конгресс-холл около гостиницы Украина (большая часть иногородних гостей, в т.ч из Ижевска разместилась там же). Удивительно, кстати, что некоторым участие оплачивал МинТранс – что-то не припоминаю такого в прошлом! (участие в форуме недешевое).
По составу экспонентов было примерно как обычно – автопроизводители выставляли свои модели для такси, чиновники рассказывали скучные доклады. Владельцы служб или просто заинтересованные лица разбредались по тематическим круглым столам. В общем, формат не меняется.
К сожалению, наполнение так же не претерпевает особых изменений. Если в прошлом году «хитом» стала тема о борьбе с нелегальными таксистами в Крыму – самом бедном регионе с самыми суровыми требованиями к таксистам (они бы еще дышать запретили, а потом штрафовали всех подряд). В этом году мемом стала фраза модератора форума Депутата Старовойтова: «У нас 50млн пассажиров и 2,5млн перевозчиков – и чьи интересы мы должны отстаивать, по-вашему?» Более неподходящего места для этой фразы не найти, честно.
К сожалению, не первый год выступления чиновников на МЕФТ реально тускловаты. Я бы предложил организаторам чаще давать слово предпринимателям – но такая идея натыкается на коммерческие препоны: за возможность выступить с докладом на форуме нужно платить (около 100тыс.)
Единственное, что было как-то интересно – инициатива Александра Горлинского (ФАС РФ) по агрегаторам: их до сих пор законодательно не классифицировали, в законе «О такси» про них ни слова. ФАС ратует за регистрацию агрегаторов и их доменных зон в России.
Тут можно вспомнить, что в ГосДуме уже ходили поправки к ФЗ-69, касающиеся агрегаторов/диспетчерских – но вот уже года три как они не продвинулись дальше первого слушания.
Если говорить о плюсах форума – мне понравилось, что сделали много видеороликов с круглых столов. Если ты не успел сходить на какой-то, то потом можно посмотреть видео в YouTube.
Ну, а самым классным, конечно, было экспонирование автомобилей. Причем, я сразу отсекаю «фриковатые» машины, типа «такси-автопилот». Очевидно, что до коммерческой эксплуатации этой машины еще долго, поэтому она была интересна журналистам да зевакам из числа чиновных гостей.
Такая же история с электромобилями – хотя в этом году можно было посмотреть на «батарейки» от Smart, Mitsubishi i-MiEV, Twizy, Nissan LEAF, Lada Ellada. Как и многие другие предпринимателя, я не верю в электромобили в России – слишком холодно зимой и слишком мало электрозаправок (на весь Сочи, к примеру, одна). Электромобили – это хороший транспорт для Европы, где все близко, тепло, аккуратно и есть субсидии на электротранспорт. Для нас же это не более декорации, на фоне которых можно удачно фоткать Лискутова. Примерно так же я вижу каршэринг — исключительно Московская история (бесплатный паркинг, поминутная тарификация, безумно дорогое владение личным авто в центре)
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
А вот экспозиции автопроизводителей бензиновых авто для такси – это было интересно. Во-первых, почти все производители предлагают авто для такси белого цвета – желтый есть у Volkswagen Polo, но он «не пошел». Все же оказалось, предпринимателям нужны белые машины (в ряде регионов это официальный цвет такси). Причина проста до банального: после 2-3 лет работы в такси, с машины можно снять оклейку и продать куда-нибудь в деревню по сходной цене. Желтый кузов вообще не продаваем – как ни скручивай пробег, не отмывай салон и не меняй накладки на педали. Все понимают, что «желтый = такси».
Появились более высокие требования к комфорту – все чаще предпочтительнее стеклоподъемники на задних дверях, т.к. это повышает вероятность получения высокой оценки от пассажира (считаем, что водитель был улыбчив, положил на заднем сиденье зарядные устройства и журналы). Сюда же относится кондиционер – теперь это мастхэв во всех крупных городах для «крутых» служб (Янд,Убер,Гет и прочие «приличные» такси). В дешевых службах можно по-прежнему работать на Дэу Нексия 5-10 годов, с веслами и без кондера. В деревнях по-прежнему рулят «десятки» и «четырки» б/у.
По коробке передач без изменений – МКПП и баста. Конечно, в мегаполисе в пробке удобнее на автомате – но в обслуживании для владельца ТС она намного дороже. А посадив водителя на АКПП один раз, потом его оттуда не выпнешь.
Автопроизводители очень любят таксистов – это единственный сегмент, который растет приличными темпами на фоне общей фигни на авторынке. Только ижевский «Автофлот» купил уже около сотни Рено Логанов у местного дилера – а сколько таких по России? Поэтому автопроизводители дают скидки (7% получить вполне реально даже относительно небольшой фирме). А Лифан даже предлагает неописуемо вкусный лизинг – я даже не буду ничего комментировать, просто читайте условия на листе!
В общем, рынок такси живет. Как и раньше, продолжает увеличиваться число таксопарков. Если раньше было много парков по 5-20 машин, сейчас появляются более крупные игроки, имеющие больше ста бортов. Все тот же «Автофлот» уже отправляет автовозы в другие города («голова» в Ижевске, а покрытие уже есть в Ярославле и Перми).
Увы, пресловутый «Закон о Такси» не помогает развиваться рынку. Очень большая проблема с КАСКО на такси – либо безусловная франшиза (например, первые 15000р собственник платит сам). Непросто с ОСАГО – крупные игроки уже смогли договориться с страховщиками («Автофлот» работает с РосГосСтрах по ОСАГО-такси), а вот мелким намного сложнее. Уголовный кодекс никак не помогает регулировать отношения арендатора и арендодателя в части ст. 166 – менты просто пишут «отказ в возбуждении», т.к. управление по договору аренды не является «неправомерным завладением». Тем не менее, проблема есть – машины угоняют, разбирают, продают по запчастям. И добиться правды практически невозможно!
Аварийность и ДТП водителей тоже являются сложным вопросом – на лице водителя не написано, какой он водитель. Тем не менее, решение проблемы, кажется, есть – датчики поворота руля и педали газа – чем резче водитель крутит рулем и топает в газ, тем выше аварийность. Установка таких датчиков позволяет в первые 3 дня понять, что за пилот сидит у вас за рулем. Решение предложено так же фирмой «Автофлот».
Тут вы можете спросить, почему я постоянно про них пишу – все просто: это мои земляки из Ижевска, которым я предрекал скорую «смерть» в недавнем прошлом (Яндекс-такси в Ижевске: попытка №2) После публичного холивара в интернет, мы познакомились вживую в мае этого года. Мне очень понравилось, как ребята делают бизнес, поэтому каждый раз во время их поездок в Москву, у нас бывают совместные посиделки за кружечкой пива. А уж не обсудить Форум МЕФТ было вообще грехом. У них очень хорошее видение бизнеса и своего места в нем. В каком-то плане они сейчас задают тон на рынке. Но о том, какой именно сервис представляет «Автофлот», я расскажу позже.
В статье использованы фотографии с сайта meft.info
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.