Со второй попытки на рынок моего родного города вышло Яндекс-Такси. Первый запуск в октябре 2015г не был удачным, в самой компании его теперь называют “тестовым”. По факту, думаю, просто не удалось с первого раза найти нормального партнера с нужным количеством автомобилей.

  • Для справки: Яндекс-такси (как и Uber) не работает с водителями-частниками, даже если у них есть разрешение. Политика компании – работа с более-менее крупными автопарками, которым отдается заказ на выполнение услуги. В Ижевске такими партнерами стали “Автофлот” и “Вирби” (есть подозрение, что это одни и те же люди). Компания-партнер сама решает вопросы, связанные с набором и легализацией водителей, обучает их стандартам обслуживания. Но выполнение заказов происходит на программном обеспечении и в соответствии с тарифной сеткой Яндекс-такси для этого города. Так же автомобили брендируются в единый стиль (см.фото – рекламная Ауди А6 в такси).
Яндекс-такси Ижевск

Яндекс-такси Ижевск

По правде говоря, не думаю, что и вторая попытка зайти в Ижевск для Яндекс-такси будет простой – сложный рынок в Ижевске (как и большинства городов в состоянии рецессии/стагнации). Если рынки крупных городов, куда компания выходила ранее – Москва, региональные миллионники, крупные краевые центры типа Краснодара – это по сути, растущий рынок и развиваться на растущем рынке в принципе не сложно, то на падающем рынке (да еще с сильными игроками) будет тяжело. Я думаю, москвичам из управляющей компании (Алексей Федотов, служба развития) вскоре станет очевидно, что

  • А) есть рынки крупных городов, где плюнь в землю – и вырастет плодовое дерево
  • Б) есть рынки малых городов, где горбаться весь день, а заработаешь крохи.
По-моему, на каком-то этапе компания поймет, что на рынки типа “Б” им лезть не надо. Я бы описал это такой фразой: там, где люди ездят на “Максим” и “Везет”, Яндекс-такси лезть не стоит – будет как стрижка поросят: визгу много, а шерсти мало – трудозатрат много, а прибыль низкая. В частности, уже сейчас (во время второго запуска) компания доплачивает (!!!) водителям за дешевые заказы в рамках маркетинговой акции – 50р при заказах на тарифе “Эконом”, а так же делает существенную скидку (4% от комиссии) за нанесение наклеек и установку фирменных шашек Яндекс-такси на крыше. Вопрос: как долго это будет продолжаться?
Если копать глубже и сравнивать рынки таких городов, как Москва, Краснодар и Ижевск (столица/ крупный растущий краевой центр, но не миллионник/ город средней руки в состоянии рецессии), то выявится интересная штука: ключевым фактором успеха Я-такси скорее всего является высокая платежная способность населения, сложность в легализации такси в регионе и тип рынка (растущий/падающий).
  1. Например, рынок такси Москвы настолько огромен, что даже среди 50 000 официальных такси (+огромное количество нелегальных и такси, получивших разрешение в Московской области) находится место новым игрокам – в столицу традиционно едут из провинции и СНГ в поисках лучшей жизни.
Там до сих пор нет явного лидера, который бы занимал несколько десятков процентов рынка, поэтому появление Яндекс-такси в Москве не стало проблемой для других игроков – рынок все еще растет и игрокам не приходится толкаться локтями. Легализоваться частнику в Москве сложно: единый цвет, регистрация борта в Москве, необходимость получения желтых номеров (и как потом продавать эту машину?)
  1. В г. Краснодар явным лидером является “Сатурн” (приложение TapTaxi), который начал свое развитие именно с Кубани и в настоящее время официально работает в 41 городе (с учетом партнеров эта цифра может быть больше). Яндекс-такси появился там относительно недавно и на фоне огромного числа нелегальных бортов (получить разрешение на Кубани сложнее, чем в Москве – единый цвет, пошлина плюс  лицензированный медик/механик), появление цивилизованного игрока было воспринято клиентами позитивно.
Места на рынке до сих пор хватает всем – достаточно заметить, что ежегодный миграционный поток на Кубань составляет 40-50 тыс. человек, большинство которых оседает в Краснодаре. На фоне роста числа клиентов здесь комфортно себя чувствуют и Сатурн, и Максим, и Яндекс-Такси и даже Uber.
  1. Другое дело Ижевск: численность населения с 1991г не растет (Краснодар вырос с 505тыс в 1991г по примерно миллиона в 2016г, аналогичная ситуация в Москве). Рынок такси плотно поделен между несколькими крупными игроками, каждый из которых является “своим”, “местным” перевозчиком. Здесь так же работают сетевые службы Максим и Лидер.
И в Ижевске, благодаря местным властям и активности участников рынка (в т.ч и моей тоже – см. раздел “Акция протеста против ФЗ-69”), довольно гуманные требования по легализации: пошлина всего 1000р, цвет борта любой,  лицензии медика-механика не требуются. Поэтому 90% рынка такси – легальные перевозчики. В Ижевске в принципе не бывает “московских” историй из серии: “дарогупокажешь?” или “недороговазьмупицотвсего”. Кого тут Я-такси собирается удивлять “высокими стандартами сервиса” и “полностью легальным такси”?
Вопросы вызывает и партнер в Ижевске – Автофлот. Сайт компании состоит из 5 разделов, 4 из которых по состоянию на 14.09.2016г (через год после первой попытки захода Я-такси в Ижевск) не работают.
Автофлот - Яндекс-такси в Ижевске

Автофлот – Яндекс-такси в Ижевске

С учетом более высокого тарифа, мне сложно представить, что менеджеры Яндекс-такси в Ижевске будут откупоривать бутылки с шампанским в ознаменование победы. Скорее всего, им предстоят слезы, пот и много-много работы.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.