В комментариях часто повторяются вопросы:
- как обезопасить себя от штрафов при аренде
- какой максимальный срок договора проката
- начислять ли аренду при поломке автомобиля и его простое
- в чем разница между прокатом и арендой автомобилей
- в чем отличие аренды автомобиля с водителем от аренды автомобиля без экипажа

Постараюсь ответить на эти вопросы с помощью моего юриста Петра Алексеевича Зараева (очень интересную запись с Петром Алексеевичем о схемах работы с арендными автомобилями можно послушать тут)

1) Если вам приходят штрафы с камер автоматической фиксации правонарушений за арендный автомобиль – можно ли их не платить? Если да – то как?

ОТВЕТ: Очень частая проблема. Подробно на нее дан ответ в книге «Такси как бизнес 3», однако вопрос задается регулярно. У нас есть КоАП РФ, в п.1.5 которого указано, что привлекаемое к ответственности лицо обязано доказать свою невиновность. Поэтому если за рулем автомобиля сидели не вы – нужно это доказать. В главе 12 КоАП РФ как раз идет речь о правонарушениях, которые фиксируются в автоматическом режиме. В ней указано, что при фиксации нарушения к ответственности привлекается собственник ТС (ст. 2.6.1 КоАП). ОДНАКО собственник ТС может быть освобожден от оплаты штрафа, если в момент фиксации за рулем был не он и есть доказательства. Если мы сдаем автомобиль в аренду без экипажа – мы попадаем как раз под этот пункт (подробнее в ч.1 ст.642,ГК РФ). Соответственно, нужно правильно составить договор аренды ТС без экипажа, указав в нем дословно: “Ответственность за штрафы, полученные с применением специальных технических средств фото и видеозаписи и фиксирующиеся в автоматическом режиме, возлагается на арендатора” – такую фразу надо вписать в договор. С этим договором сразу после получения штрафа по почте идем в ГИБДД в Отдел автоматической фиксации и обжалуем штраф, прикладывая Заявление и копию договора аренды ТС без экипажа. Фишка в том, что и арендатор скорее всего штраф не заплатит – часто, пока бумаги переоформляют, проходит период, в течение которого должен быть составлен протокол.

2) На какой максимальный срок можно взять автомобиль в прокат?

ОТВЕТ: Договор проката автомобиля (как правило, это не такси, а именно прокат) может быть заключен на период ДО 1 года (ст. 627 ГК РФ). Если даже в договоре указан более длинный срок - он все равно во всех инстанциях будет приравнен к 1 году. Очень плохо еще и то, что к такому договору нельзя применить поправки о преимущественном праве продления договора (как могло бы быть по ст. 621 ГК РФ при договоре аренды). Договора проката не удобны при работе с такси, поэтому крайне не советую использовать такую форму договоров. Лучше остановиться на договоре аренды ТС без экипажа.

3) Можно ли начислять арендатору арендную плату на время простоя автомобиля при поломке?

ОТВЕТ: Очень щепетильный вопрос, мы частично разбираем его в книге «Такси как бизнес 3». Правовая точка зрения и то, что есть в практике, сильно отличаются. С точки зрения закона (при заключении договора аренды ТС без экипажа) есть ст. 644 ГК РФ, в которой указано: обязанность по содержанию ТС, переданного по договору аренды без экипажа, возложена на арендатора. Причем, в судебной практике “обязанность по содержанию” очень часто означает и “обязанность по проведению текущего ремонта”. Это во-первых. А во-вторых, согласно п.1 ст. 614 ГК РФ, на арендатора так же возлагается обязанность своевременного внесения арендной платы согласно условиям договора. Так вот, если в договоре НЕ УКАЗАНО отдельно, что на случай простоя из-за ремонта арендные платежи не уплачиваются (а обычно так никто не пишет), то арендатор ДЕ ЮРЕ должен платить.

ДЕ ФАКТО обычно на время ремонта аренда не начисляется. Но это уже, как правило, оговаривается устно, без договора. То есть, по сути, это – как и разделение ответственности по ремонтам машины – добрая воля арендодателя. И вы – арендодатели – должны помнить, что в ваших руках есть рычаг воздействия на водителя: всегда можно подать на него в суд за поломки и простой автомобиля, потому что Закон будет на вашей стороне.

4) В чем отличие между прокатом и арендой автомобилей?

ОТВЕТ: Из практики, чаще всего договора проката заключаются при краткосрочном пользовании машиной. Это может быть подменный автомобиль, это может быть прокат машины на курорте или в отпуске, это командировочные люди, которым нужно провести массу встреч и нужна машина. Поэтому они обращаются в прокатные фирмы, где большой выбор более-менее солидных автомобилей, более высокая плата за каждые сутки, предусмотрен залог (денежный или имущественный).

Аренда автомобилей без экипажа – чаще всего это такси. Суммы аренды за сутки меньше. Автомобили очень часто невысокого класса. Так же, как правило, водитель не вносит никакого залога за борт.

Разница между ними очень большая, т.к. на договора проката распространяется Закон о защите прав потребителей ( а так же ст.626-631 ГК РФ), он отдает очень много прав арендатору. Договор проката, например, предусматривает ответственность АРЕНДОДАТЕЛЯ за текущий и капитальный ремонт автомобиля (ст. 631 ГК РФ). А по договору аренды ТС без экипажа – это уже ответственность АРЕНДАТОРА (ст. 644 ГК РФ). При договоре проката клиент вправе потребовать замены машины, если обнаружил недостатки, частично или полностью препятствующие пользованию им (всевозможные поломки). Причем, арендодателю дается всего 10 дней на устранение недостатков (ст. 629 ГК РФ). Договор аренды ТС без экипажа этого не предусматривает. Можно сказать, что такая форма более выгодна тем, кто сдаем борта в аренду (то есть нам). Поэтому в такси мы чаще всего используем именно ее.

5) В чем отличие договора аренды автомобиля с водителем от аренды ТС без экипажа?

ОТВЕТ: Разница в том, что для аренды автомобиля с водителем (фрахта) характерно применение ст. 632 ГК РФ: Арендодатель должен предоставить автомобиль во временное владение арендатору, а так же СВОИМИ силами осуществлять управление и техническое обслуживание данного автомобиля. Получается, что нужно предоставить и машину, и водителя. Очевидно, что прямой фрахт получил распространение только в виде услуг легкового такси. И в самом деле, вызывая автомобиль такси, клиент как бы “фрахтует” автомобиль вместе с водителем – правда, на очень короткий срок и оплачивая услуги по окончанию поездки наличными. В печально известном ФЗ-69 “О такси” ДО СИХ пор осталось положение о том, что клиент должен заключить со службой такси договор фрахта – то есть для вызова такси надо прежде всего заключить договор со службой, а уж только после этого звонить по телефону. Понятно, что в таком виде Закон просто не работает.

Договор аренды ТС без экипажа – это договор, который заключается между собственником машины и водителем такси. Водитель берет борт в аренду и обязуется выплачивать арендную плату с определенной периодичностью. Как раз эта форма договора является наиболее востребованной рынком.

На ваши вопросы отвечал: юрист Зараев Петр Алексеевич.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.