Занесло меня в Монголию – вот уж точно бы не поверил, если бы мне об этом год назад сказали. Поехал туда по делам, пришлось много ездить по провинциям, поэтому кое-какое представление о местном такси сложил.
Страна Монголия – это страна контрастов: в центре Улан-Батора стоят небоскребы, а неподалеку прямо на земле разбиты юрты. Хоть стой, хоть падай!

Это Улан-Батор

Это Улан-Батор


Улететь в Монголию очень непросто. Есть вариант Аэрофлотом из Москвы (вроде из Питера тоже летает) – но это примерно 85000р туда-обратно. Я пока не такой капиталист, поэтому полетел ночным рейсом Москва-Иркутск на s7, а из Иркутска в Улан-Батор нас ответ крошечный пропелерный Фоккер 50 (туда-сюда 42000). Когда я его увидел, что-то сжалось внутри – очень уж игрушечный самолетик. Но когда сели внутрь, когда разогнались, а особенно когда увидел стюардесс – настроение прямо изменилось. Девушки там работают что надо (к слову, и мужики тоже – ни одного толстяка не видел).
AeroMongolia самолет Фоккер 50

AeroMongolia самолет Фоккер 50


Международный аэропорт Чингис-Хан – довольно красивый (особенно после международного аэропорта Иркутска, который надо признавать музеем СССР). Я честно не ожидал: все новенькое, полоса ровная, здание изнутри отделано очень аккуратно. Ну и вишенка на торте – сотрудница иммиграционной службы говорила со мной по-русски. К слову, за последние 20 лет русский там изрядно подзабыли, так что либо английский, либо переводчик (у меня был второй вариант). Визы недавно отменили, но я про нее честно забыл (как и в Дубае с Бахрейном).
С такси в Улан-Баторе особых сложностей нет. Поднял руку у обочины – вот тебе и такси. Хотя, конечно, есть и цивилизованные конторы – например, КИВИ-такси организует трансферы от аэропорта до города (в среднем 1800р за 4-х местный авто). Это русскоязычный сервис, заказывать удобно и просто. Так же можно воспользоваться местными приложениями для заказа – UBcab и EasyRide. Там немного сложнее, т.к текст на монгольском, но логически всё понятно. Пренебрегать трансфером не стоит, если вы вообще не владеете языками – столица Монголии крайне сложна в плане географии. Попробую объяснить.
Такси Улан-Батор

Такси Улан-Батор


Через всю столицу тянется улица “Проспект Мира”. Это нить, на которую натягиваются бусинки – районы. Районы идут по номерам и называются “ХОРОО”. У каждого “ХОРОО” есть свой номер, местные примерно знают что и где находится. Но если вы не местный, то не то что на автобусе – даже просто с частником (“ручник”) доехать до адреса будет сложно. Во-первых, язык. Во-вторых, путаница с адресами. Я упорно искал заранее присланный адрес на карте в различных навигаторах – что бы вы думали? Не нашел! Потом обратился к местным и те неведомым мне образом сообразили, в каком “ХОРОО” находится здание и как мне туда проехать.
Районы Улан-Батора

Районы Улан-Батора


Ловля такси с руки означает, что вы просто платите по счетчику/километражу. Такие вещи, как простой/ожидание, пробки и стояние на светофоре (а пробки тут огого) – как правило не считаются. В среднем, километр обходится от 12 до 30 рублей (от 600 до 1200 тугриков). Но если вызывать в том же EasyRide, то надо быть готовым к оплате посадки +1000 тугриков (25р). После московских цен я взаправду чувствовал себя олигархом и не обращал на такие мелочи, как платная посадка, никакого внимания.
Да, иногда особо ушлые водители пытаются обуть клиента, если видят, что это турист. В ход идет завышение цены. Иногда обуть пытаются и клиента, и приложение – просто не включают счетчик, а потом требуют оплату, называя сумму от фонаря. Но скажу по правде – с их ценами на такси, на бухло, на еду, на местных девушек это все настолько дешево, что после пьяного вечера на эти вещи даже не обижаешься. Ну, обули – да и пофиг, пусть себе купит новый ароматизатор в машину, мне ни разу не жалко!
Монгольское такси

Монгольское такси


Насчет женщин. Хотя я ехал по работе, в гостинице подумали, что к ним приехал очередной корейский секс-турист. Морда у меня очень уж не-славянская. Плюс, приехал на неделю. В столицу. Один. Мужского пола. И заселился с корейский отель (что он корейский, я понятия не имел – тупо рандомом в Букинге выбрал). У администратора на ресепшн уже глаз набит на подобного рода постояльцев, поэтому после первой же уборки номера на тумбочке обнаружились аккуратно сложенные гандошки и инструкция по их применению. А то мало ли, я не в курсе.
СПИД не спит =)

СПИД не спит =)


Погуглив немного на эту тему, обнаружил – и в самом деле, корейских секс-туристов тут пруд пруди. Под них выстроена целая инфраструктура: корейские недорогие отели, стрип-клубы, куча псевдомассажных салонов. Ну, и на ресепшн можно смело спросить про “спешл герлс рест” – все всё прекрасно понимают. Цены начинаются от 30$ и далее зависит от фантазии отдыхающего. Будучи глубоко женатым человеком, я ни-ни (ибо один коллега уже намотал себе гепатит из поездки в эту же страну). На фото видно – за корейца меня принять действительно можно (в Москве с такой мордой у меня вечно проблемы с ментами).
Хунну-молл. Отличное место в плане развлекухи: каток, куча ресторанчиков, скелеты динозавров, магазины и киношка.

Хунну-молл. Отличное место в плане развлекухи: каток, куча ресторанчиков, скелеты динозавров, магазины и киношка.


Автопарк местных такси.
Специальных машин строго определенных марок выявлено не было. Все поголовно – б/у автомобили эконом-сегмента. Много праворуких японок. Много б/у корейских машин (корейского тут вообще очень много: от продуктов в супермаркетах до пассажирских автобусов и торговых центров). Местные водители явно имеют слабость к хромированным накладкам на крылья, пороги и бампера. Видимо, это придает больше лошадиных сил движку или больше пафоса водителю. Таких вот машин с хромом тут валом.
Типичное такси в Монголии

Типичное такси в Монголии


Денег в Монголии не особо много, поэтому покупать идентичные борта как в Москве (Хендай Солярис, новье) или в Дубае (Тойота Камри, новье) тут никто не будет. Таксопарки есть. Приложения есть. Частников тоже довольно много. Бензин безумно дорогой – аж 50-57р за литр! Возможно, именно по этой причине чуть не 40% всего автопарка Монголии это “Гибриды” (Тойота Приус 10,20,30 и Лексусы)
Приусов в Монголии ну очень много.

Приусов в Монголии ну очень много.


Если ездить по городу в музей и основные достопримечательности – проблем с “добраться” не будет. Если ездить по работе в менее известные места, то лучше иметь под рукой карту, где заранее обозначены обе точки (можно на телефоне). Так же выявилась проблема с мини-гостиницами (гест-хаусы). Принимающая сторона просила не в коем случае не брать гест-хаус, т.к. вызвать туда такси затруднительно. В более-менее крупные гостиницы машины приезжают без проблем. Ресепшионисты очень предупредительные, вежливые. И вызовут, и доброго утра пожелают. В один из дней я уезжал в 6 утра по делам, а завтрак начинается в 7-30. Увидев меня, администратор метнулся в сторону и через минуту явился с ланч-боксом, в котором обнаружилось яблоко, йогурт (российский, кстати) и вкусный сэндвич. Пустячок, а очень приятно! Потом в кафешке я дернул кофе (тут популярен Том эн Томс и Кафе Бене), и с удовольствием умял бутерброд.
За рулем! Вот так встреча

За рулем! Вот так встреча


Насчет русского: к русским отношение хорошее (не то, что в “дружественной” Абхазии). Все помнят СССР, хотя уже мало кто говорит по-русски. В магазинах часто встречаются наши йогурты, Яшкинские вафли. Русской водки нет (есть местная ЧингисХан). Зато есть русские машины и журналы (см выше). Честно, я не понимал, зачем местным наши Нивы, Газики-Козлики и УАЗовские буханки. Потом мне уже объяснили (не знаю, может это шутка), что в провинции нет дорог и местные просто по навигатору прокладывают дорогу в степи и едут прямо через нее!
НИВА 4*4 - где нет дорог, там есть направления!

НИВА 4*4 – где нет дорог, там есть направления!


Поехав в одну из провинций по убитой, узкой, однополосной и (внимание) ПЛАТНОЙ дороге, я убедился, что это утверждение местных может быть правдивым.
В целом, мне понравилось в Монголии. Т.к. страна малочисленная, ты тут сразу выходишь на главных решал, директоров, управляющих менеджеров и ведешь переговоры на высоком уровне. Это приятно.
Потом, цены в тугриках – можно вчетвером кушать в самом дорогом ресторане Улан-Батора, пить вино и проч. А счет в конце дня – 124 000 тугрика! Это примерно 3000р на наши рубли. И все остальное точно так же. Для сравнения, я потом по приезду пошел дернуть пивка с одноклассниками в Blacksmith на м.Белорусская – 6 человек и почти 20 000р!
В-третьих, монголы очень бережно относятся к наследию и к своей стране. Все советские мосты, ж/д переезды, дома – все сохранено, покрашено, подметено, подстрижено, облагорожено. Такого бардака, как у нас в Саратовской области нет и подавно.
Ну, и в-четвертых, у них, конечно, своеобразная культура. Какие-то непонятные надписи на склонах гор. Памятники (на многих поворотах я видел наваленные холмики из камней, но это не были могилы). Эта культура юрт – ты можешь купить квартиру по 50 000р/кв.м, а можешь за 2 часа собрать на полянке юрту и спокойно себе жить в ней! В общем, я бы еще хотел вернуться в Улан-Батор!
Что это за надпись?

Что это за надпись?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.