Я писал, что при переезде на юг вложил часть денег в квартиры (в одной живу, одну сдаю), и в компрессор. Большую часть денег вложил сосед, с которым мы познакомились во время ремонта. Он полгода работал торговым представителем в Челябинском компрессорном заводе, так что знал их не понаслышке.
Несколько раз получал вопросы — как там идут дела с компрессором. Поэтому кратко расскажу и о нем, и о квартирах тут на юге.
1) Компрессор был куплен довольно мощный — ЧКЗ КВ 5/10. На шасси — то есть теоретически может передвигаться как прицеп к автомобилю. Но с учетом его веса и размеров (почти 3м в длину) нужен минимум УАЗ Патриот, чтобы таскать его до клиентов. Первый вопрос — доставки — решился проще всего: клиенты забирают его сами. Обычно пригоняют манипулятор и на нем и везут. Манипулятор удобен потом, что стрелой компрессор можно поставить туда, куда ни один джип не проедет.
Приобретался б/у-компрессор. Обошелся грубо в 580 000р. Вообще недорого, наработка моточасов была небольшая. Для снижения рисков сосед съездил к продавцу (в Сибирь, между прочим), все осмотрел сам. Были подозрения на поршневую группу, в итоге они подтвердились (правда, через полгода — но об этом позже). Доставка ПЭКом до Краснодара вышла около 26 000р. Кто как, а мы вообще довольны ценником — доставка одного только соседа в Сибирь вышла столько же.
По загрузке: клиентов нашли быстро, правда платили они плохо. Как и с такси, основной бич этого бизнеса: кто хочет взять — у тех плохо с деньгами. У кого есть деньги и кто исправно платит — берут у других более новое, качественное и надежное оборудование (в нашем случае, например, Атлас Копко).
Сперва нашли фирму-посредника, которая находила подряды, брала у нас оборудование подешевле, а разницу оставляла себе. Суммы задолженностей с ними достигали в некоторые моменты и 40, и 80 тыс. В аренде такси у меня больше 13000р ни разу не было. А чаще были долги от 3 до 6 тыс. В аренде компрессоров долги куда больше, но и выхлоп за сутки тоже выше: около 3500р-4000р в сутки сдавался наш КВ-5/10. У меня машины сдавались 700-1100р/сутки (правда, речь идет о 2012-2013г). Что такое 40 000р долга с компрессором — это всего 10 дней работы на объекте. Ну, и нам куча нервов потом. Одно радует — безнадежной дебиторки пока нет.
Отговорки у клиентов примерно такие же, как в такси: «Щас денег нет, но на днях стопудово будут». Ну, и своя специфика: подрядчик не перечислил, деньги зависли в банке, клиент работает на госзаказе с отсрочкой платежа, мы можем оплатить только на фирму с ндс и т.д.
Договора всегда заключаем, на клиентов смотрим лично. Потому что шанс, что оборудование угонят — он никогда нулевым не бывает. У знакомых строителей угнали кран Ивановец на шасси ГАЗ — там тоже договор, уставные документы, копии паспортов руководителей и т.д, и т.п. До сих пор не нашли. Кран, конечно, не 550 000р стоит — могли бы маячок поставить. Мы пока не ставим — решили «коротким» клиентам не сдавать. Клиентов у нас всего три, берут обычно от 7 дней и больше. Один посредник и два конечных потребителя. Сосед уже провел переговоры с ними, что «берите у нас постоянно, будет учтен лично ваш «интерес» — с таким предложением, оказывается, к ним каждый первый обращается.
Средняя загрузка оборудования составляет около 55-67% в месяц, это сильно меньше такси. В такси из 30 дней обычно 26-27 дней рабочие (кроме месяцев, где ты на жесткий ремонт попадаешь). Тут получается из 30 дней около 16-21 дня только рабочие. И деньги иногда по 2-3 месяца приходится ждать. Что, впрочем, все равно по доходности опережает такси. Даже с учетом того, что при работе с компрессором мы по 3000р/мес должны отдавать за аренду гаража — все равно более высокий ценник аренды строительной техники делает это направление в деньгах более выгодным. Но рынок тут сильно уже.
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
Проблемы:
Главная проблема (кроме поиска клиентов и долгов) — ремонты. Компрессор был б/у, сразу опасались поломок. Ну, они и начали происходить. Сперва небольшие: сальники потекли — поменяли. Тут, правда, выяснилось, что если на Жигули или Логан запчасти можно купить везде и днем, и ночью — то на компрессоры с запчастями сильно сложнее. Не везде продают, не на все модели. В общем, некоторые запчасти хрен найдешь. И каталогов, как на Экзисте, тут нет — приходилось некоторые узлы снимать, везти к официалам, узнавать название и потом искать эту деталь. С учетом кубанского сервиса — поиск некоторых запчастей нам доставил геморроя.
После сальников полетели форсунки. Сперва одна — стала лить, а не брызгать. Пришлось разбирать агрегат, доставать, проверять, менять. Одну поменяли. Потом через два месяца отказали остальные три (!) — компрессор при этом продолжал неплохо дуть, т.к. был на «заказе». Замену сделали уже потом — как-то с натягом дул. Оказалось, на одной форсунке работал. Техника ЧКЗ порадовала — довольно солидный запас прочности, ремонт в целом не сложный (технически).
После форсунок были проблемы с зажиганием — то глох, то нестабильно работал. Решилось выставлением правильного угла опережения зажигания. Двигатель тут дизельный, для меня в новинку. Но общее знакомство с ДВС все-таки в помощь, конечно, идет. Совсем новичку с компрессорами тяжело будет. Увы, даже новая техника будет ломаться — такая жизнь, что придется разбираться в их ремонтах.
Апогеем стал недавний кап.ремонт ДВС. Мы опасались этого больше всего, вот оно и случилось. Спустя полгода после приобретения накрылся наш двигатель. Ремонт вышел около 25 000р, в принципе, я ожидал более серьезных расходов. Но и эти расходы не обрадовали, конечно.
Сейчас все устранено, снова он может работать. Но куда-то пропали заказчики, может связано с наступлением осени? Берут-то в основном строители, дорожники, траншеекопатели. А у них сезон — лето. В общем, две недели пока звонков нет, это напрягает. В целом скажу, что без соседа я бы тут огреб по полной схеме этих проблем. Его технические навыки и деловая хватка выручают очень сильно. Т.к. в целом этот бизнес бОльшей частью его, то и проблемы он решает чаще, конечно. Один бы я в этот бизнес точно не сунулся. Но с ним бы, например, второй компрессор уже на свои личные — приобрел бы. Но пока не понятно, будет ли спрос — загрузка 55-67% не радует. Хотя первый сезон только…
2) Квартира
Это совершенно другой бизнес. Пассивный. Купил квартиру за 1170. За 192 отремонтировал. Сдаю за 12 + коммунальные расходы. Следит за арендаторами, платежками и проч. супруга. Пока (тьфу-тьфу) проблем немного: одни арендаторы съехали, другие заехали. Сломалась микроволновка (на гарантии, во вторник на замену) и стиральная машина (тоже на гарантии, уже заменил). Мебель воткнул всю б/у — все, что было в Ижевске забрал, привез, расставил. Смотрится хорошо. Заходишь в квартиру — дежа вю, как будто в старый дом в Ижевске попадаешь. Та же мебель, те же столы, те же шторы на окнах. Гардины, которым 32 года, после небольшой реставрации смотрятся как новые. На всю мебель и технику потратил 14 000р — что-то из дома, что-то б/у.
Проблем со сдачей тут не испытываю. Оба раза сдал за 1 день. Сам удивлен — в аренду тут сдается пол Краснодара. Очень много предложений, причем, есть и за 9-10-11. Моя не самая дешевая. Удивительно, что так быстро сдается. Да и квартиры стоят тут недорого — я за 1170 дернулся покупать, т.к. цены в июне начали падать. А сейчас падение продолжилось — уже и за 980 видел квартиры, и за 1150 с ремонтом. В общем, не надо было торопиться — но кто ж знал-то?! В строящихся домах даже за 793 000р нашел однокомнатную 28,9кв.м, но сдача в феврале. За 10 000р/мес ее сдать можно будет. Сейчас вот думаю, как бы еще квартир прикупить. При таких ценах ROI получается вполне приличным. Плюс в будущем (2-2,5 года) ожидаю прироста цен — не вечно же кризис будет.
Вывод: два совершенно разных бизнеса. В одном высокий денежный поток, но компрессор теряет в стоимости и требует ремонта. В другом денежный поток маленький, но объект не требует внимания и есть ожидания, что он на долгосрочной перспективе еще и в цене прирастет. Честно скажу, без соседа я себя в первом бизнесе никак не вижу. А второй, напротив, прямо продолжает нравиться и завлекать меня. Наверное, в ту сторону и продолжу развитие. Просто, с недвижимостью понятно масштабирование: купил квартиру, выплатил ипотечный долг, под залог имеющейся кредитнулся и взял следующую. И потом все снова. За 10 лет так можно при хорошем раскладе 5-7 квартир купить. Ну, и бездельничать потом — работать тут, на юге, вообще не охота. Кто не верит: вот только приехал с «Южной пальмиры» (владелец в гости позвал на выходные) — как после такого расслабона собирать себя на работу в понедельник утром?!
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.