Собственно, ради вводной инструкции я и хотел написать эту статью: если кто из вас планирует работать в такси – вам будут рассказывать примерно такую же инструкцию. А кто хочет открывать свою службу такси – для вас это образец того, как должна быть построенна работа с водителями (как открыть такси без прописанных регламентов работы?). В такси Сатурн она построена очень правильно, поэтому берите пример и делайте как они. Например, при входе в офис должны быть телефоны всех нужных таксисту людей – и ваших сотрудников перестанут отвлекать вопросами: “А где тот/этот?”

taxi saturn

Во-первых, манагеры, которые у вас работают с водителями (устраивают, оформляют документы, решают косяки, закрывают/открывают смены после отпуска/ремонта) – они же и должны периодически проводить инструктаж. Лучше всего, если инструктаж проводится централизованно – в 10 и 15 часов каждого дня. Инструктаж занимает около 1 часа – 1 часа 20 минут, каждому приходящему водителю в одно рыло это рассказывать просто устанешь. Другое дело – собрал всех вместе и один раз отбабахал для 4-7 человек какие документы для такси нужны..

Нам первым делом сказали, что должно быть в машине: коммуникатор, держатель для него, шашки (залог 1000 рублей). Разрешение на такси по желанию (об этом позже), а вот несколько симок для мобильного – обязательно.

Интернет везде ловит по-разному – где-то лучше МТС, где-то Мегафон, за городом у нас неплохо дает покрытие Теле2 (Теле2 в Ижевске впервые запустил тестовую версию скоростного интернета с мобильного – а именно такой интернет востребован, если берешь коммуникатор для такси).

На коммуникатор ставится программка – “такси 373”, иконка так и выглядит (ни с чем не перепутать – см. фото).

taxi 373
Так же на мобилу ставят Навител, хотя это в принципе незаконно – можно попасться на нелицензионном софте. Да и не нужен он в 373 – у них на терминале есть карта города и спутниковое слежение.

В программе 373 город поделен на 12 районов, в котором через дробь указано количество машин и количество заказов. Так как в 373 несколько категорий работающих – легковые автомобили, грузовые малотоннажные и грузчики – то все они по разному видят свои заказы.

В целом, если зеленая окраска квадрата – свободный заказ в районе. У грузовых машин – желтая окраска является обозначением свободного заказа.

Обычные проблемы работы терминала такси на телефоне – не видит спутники (то есть не рабтоает модуль GPS). Такое бывает не только когда нет покрытия сети, сбой программы или просто глухомань – банально, находясь в помещении ваш телефон скорее всего не увидит спутники! Поэтому для подработчиков (кто работает по найму и тихонько шуршит еще в такси) сидеть и ловить заказы в офисе затруднительно – нет связи с системой! В общем случае, если вы на улице, не в глуши, телефон исправен, но нет GPS (более 15 минут после запуска программы не ловит спутники) – это уже беда. Для начала перезагружаем коммуникатор, если не помогло – в офис службы к программисту. В нормальных службах есть свои программисты, работающие даже в субботу (ибо проблем с коммуникатором в такси много – большей частью из-за неумения им пользоваться).

Конечно, есть проблемы и с интернетом (так же как GPS) – тут чаще всего либо покрытие плохое (симку меняем), либо кончились деньги. Сам с этим столкнулся – выехал в Агрыз (30 км от Ижевска, но уже Татария), телефон обновился в роуминге и счет тут же ушел в минус. Интернет пропал из-за минусового баланса, а я терзал настройки и прописывал APN! Проверяйте баланс чаще!

При запуске программы-терминала у водителя грузовой/легковой машины должен появиться статус- обычно это “свободен” (когда на заказе – “занят”). В принципе, многие продвинутые службы (и Сатурн-373 тоже) позволяют реализовать разные профили на одном терминале – чтобы на одной машине ездили несколько водителей (2-3). Каждый заходит в одну и ту же программу, но под своим логином и косяки одного не перекидываются на другого, в системе они под разными именами.

Чтобы открыть смену, водитель должен не только запустить программу, но и пройти фотоотчет – раньше за этим ездили в офис и “терли” с механиком. Сейчас стандарт другой: отсылаем ММС-ку на заранее известный телефон. В ММС фотография машины с переднего правого угла – чтобы было видно и перед, и бок, а так же номерные знаки. Это стандарт почти всех служб.

После фотоотчета (высылки ММС), в Сатурне надо позвонить по номер 930-376, но не с любой трубки, а с того номера, который занесен в базу как ваш -на другом проводе сработает автоответчик и вас автоматически распознают. Соединение длится менее 3х секунд, это аналог того, что раньше водители звонили диспетчеру и говорили: “Лиза, это Богдан-404 на десятке, я сегодня работаю, смену открывай”. Теперь все проще и автоматизированнее – компьютер распознает ваш номер и открывает смену.

коммуникатор для такси

После того, как смена открыта, надо зарегистрироваться на стоянке – стоянка выделена квадратом красного цвета. В этом квадрате указанно, какой ты в очереди – жди, кури бамбук. Если, например, заказов мало и очередь не двигается, можно сняться (с потерей очереди) и уехать в другой квадрат, либо уехать по своим делам.

Наконец, до вас дошла очередь и вы получили свободный заказ – в службе Сатурн заказ делается не на телефонный номер, а на фамилию. Дело в том, что с одного телефона могут звонить разные люди (брат, сестра, отец), поэтому лучше узнавать у клиента его ФИО и сравнивать с тем, какой заказ пришел. Особенно это касается концертов, дискотек, стадионов – народ массово вызывает такси и невозможно понять, это твой клиент или нет. Если увез чужого клиента, то по законам службы такси ты при этом не выполнил свой заказ – за это могут снять с линии!

В комментариях к заказу в 930-373 сейчас пишется фамилия, адрес куда везти (для грузовых) или район куда везти (для легковых). Последнее сделано не от хорошей жизни – часто бывает, что таксисты не хотят везти клиента в отдаленные районы (Старый Порт, например), т.к. оттуда потом не уехать. Это снижает процент выполнения заказов и служба получает плохие фид-бэки. Поэтому с недавних пор (ну, уже года полтора, вообще-то) в Сатурне не пишется адрес назначения, чтобы водители брали заказ и не думали.

Есть ряд заказов, которые высвечены не зеленым, а коричневым – это договорники. Прелесть договоника в том, что он обычно является более денежным заказом. Менеджеру за поездку платит фирма (дает квиточек), поэтому он не считает денег – таксисту это более выгодно. Квитанции потом можно обналичить в офисе. Если же со службой такси у вас заключен договор на ИП (я уже писал, какие документы нужны для ип в такси), то в 930-373 договорные деньги переводят на расчетный счет ИП-шника.

Всегда интересно читать комментарии к заказам – курение в салоне, детские сиденья, для грузовых – что повезем и так далее. В грузовых авто часто работают не Газели (1,5 тонны), а Хендай Портер (1,0 тонна) и поэтому комментарии тут очень важны – на малотоннажнике не надо брать заказы на перевозку 6-и метровых досок или арматуры со строительной базы, ибо это будет 100% перегруз и негабарит.

Если все же решили взять заказа – водитель сам ставит время прибытия на заказ: 2, 5,8 и так далее минут. Очевидно, что есть определенный норматив – для легкового не более 8 минут на прибытие, грузовому не более 15 минут. Город делят на квадраты таким образом, чтобы этот норматив выполнялся. Когда время отправленно, не надо сразу дергаться с места – ЖДЕМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ! И пок его не получили, никуда не едем! Это очень важно, из-за этого бывает много ругани с диспетчерами, что “я подъехал, а они уже на другой машине уехали!”

Наконец, потверждение получено и мы приехали на заказ. На терминале есть меню, где можно выбирать пункты. Нам нужно выбрать на терминале “Приехал”, жмем и начинается время ожидания клиента – обычно, это 8 минут. Это бесплатное ожидание!

коммуникатор для такси

Если через 8 минут не приехал, жмем вызов диспетчера, чтобы она уточнила, почему не выходит клиент. Еще 5 минут ждем. Это тоже бесплатное ожидание. После 5 минут опять связываемся с диспетчером, еще 2 минуты бесплатного ожидания (если клиент не сказал: Все, я выхожу – тут можно включить счетчик), после чего можно сняться с заказа. При других обстоятельствах сниматься с заказа нельзя, можно поймать блок. Не раз и не два бывало, что клиент немного задержался, а машина уже уехала. Виноват в таком случае, как ни странно, водитель! Такая вот правда жизни…

Продолжение вводной напишу в следующей статье, следите за обновлениями.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.