Давно были мысли попробовать перевести автомобиль на газ, пару месяцев назад, наконец-то, перевел. Установку ГБО и подготовку документов (для внесения изменений в ПТС) произвел 25 апреля, управились за 4 часа. Теперь, после почти 2 месяцев эксплуатации, можно рассказать о плюсах и минусах.

Немного истории: газ используется в топливной системе двигателей не первую сотню лет. Первые двигатели внутреннего сгорания, как ни странно, работали не на жидком топливе (бензин или солярка), а на газовоздушной смеси. Бензин начал победоносное шествие по планете лишь тогда, когда был изобретен “carburator” (от франзузского “карбюрация” – смешивание). Карбюраторы позволяли получать оптимальную топливо-воздушную смесь, что резко продвинуло автомобилестроение вперед.

Изначально добыча нефти и ее дистилляция на НПЗ давали простой и понятный продукт – бензин. Позже, технологии шагнули вперед и вот уже в промышленности начали использовать попутные нефтяные газы: метан, пропан, бутан и так далее. На легковых автомобилях с ГБО наибольшее распространение получил газ пропан-бутан, метан чаще используется на грузовиках и автобусах. Причины довольно простые: для метана нужны прочные баллоны с толстыми стенками, а такие баллоны весят немало (и нужно их не 1-2, а порой сразу 4-6 штук). Такая конструкция неприемлемо утяжелит обычный легковой автомобиль, а для грузовика или автобуса вряд ли станет большой помехой. К тому же, метан безопаснее других газов, т.к. он легче и про утечке растворяется в воздухе. Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, поэтому при утечке скапливается возле места утечки – добавьте искру и будет взрыв.

Интерес к газовому топливу прогнозируемо появился с первыми топливными кризисами в США. До сих пор газ почти вдвое дешевле бензина, а это немалая экономия. Если несколько лет назад можно было покупать бензин по 12-14 рублей за литр (нынешняя цена газа в Самарской области и Татарстане), то сейчас Аи-92 стоит у нас в Краснодаре под 37 рублей! Покупая газ, я как будто сажусь в машину времени и возвращаюсь лет на 10-15 назад!

Основные тезисы “ЗА” установку газобаллонного оборудования на автомобиль простые:

1) Газ намного дешевле бензина как топливо.  В итоге, комплект ГБО с оборудованием окупается за полгода (а в такси еще быстрее).

2)  Сама установка газобаллонного оборудования на автомобиль стоит недорого и по карману обычному человеку (мне обошлась в 20500 рублей)

3) Газ – это более чистое топливо с понятным составом. Оно чище сгорает, меньше вредных выхлопов. К тому же, октановое число у газа около 105, тогда как на бензине – 92..95.

4) Даже для легковых автомобилей есть газовые баллоны удобной формы (“тор” или “таблетка”, ставится вместо запаски), делающие их удобными в эксплуатации

5) Заправки с ГБО появились даже в крупных сетях АЗС (Лукоил, Роснефть, Газпром), что делает езду комфортной – не надо особо искать заправочную станцию.

Вообще, если слушать только положительную часть, то получаются одни плюсы. Возникает вопрос: почему автопроизводители настолько близоруки и не выпускают автомобили на ГБО? Ну, во-первых, уже выпускают: АвтоВАЗ выпускает некоторые модели Ларгусов с ГБО, УАЗ, ГАЗ и ЗАЗ так же освоили эту технологию, однако процент таких автомобилей невысок. Во-вторых, у ГБО есть и ряд серьезных недостатков. Одна часть недостатков относятся к вопросам безопасности, а вторая – к режиму работу мотора, третья – к вопросам регистрации автомобилей в ГИБДД.

1) Как было сказано, газовая смесь нефтяных газов тяжелее воздуха. При утечке газ не растворяется, а копится. И может взорваться. Именно поэтому при заправке автомобиля на ГБО просят высадить пассажиров и самому отойти от машины. При нашем российском разгильдяйстве этим советом пренебрегать не стоит!

2) Использование газа дает бОльшую тепловую нагрузку на автомобиль. Бензин и спирт охлаждают топливную смесь при испарении, а газ имеет очень малую теплоту испарения, поэтому такого эффекта не дает. В итоге, когда машина работает на газе, на головку блока цилиндров, поршни и впускные клапана падает более высокая температурная нагрузка.

3) Газ не смывает отложения на впускных клапанах в отличие от бензина, это приводит к появлению масляного нагара. Это тоже ухудшает работу мотора (решается профилактикой).

4) Более высокое октановое число при той же самой степени сжатия повышает температуру выхлопных газов. Вся система отвода газов (клапаны, коллекторы, лямбда-сенсоры, катализаторы) подвергается более высоким нагрузкам. Что-то да стрельнет, вопрос – что именно? Почему же тогда не решить этот вопрос увеличением степени сжатия? См. пункт 5

5) Работа на газе не отменяет возможность работать на бензине. Такая двойственная система питания автомобиля двумя очень разными видами топлив так же плохо сказывается на работе элементов мотора. Про степень сжатия и температуру выхлопных газов мы уже говорили. Теперь речь про зазоры клапанов и работы гидрокомпенсаторов (если они есть) – они рассчитаны на одну температуру, а работать приходится на другой.

По хорошему, ставить ГБО должны на заводе и там же настраивать мотор только под один вид топлива. Такое решение снизило бы риски прогорания клапанов и ремонта ДВС, выхода из строя лямбда-сенсоров и прочих неприятных мелочей.
Однако пока автомобили с ГБО сохраняют две системы питания. Потребитель же не вникает в эти технические нюансы: он хочет и газ, и бензин, и все это за сумму в пределах 30 000р.

6) Документация. Я и раньше сталкивался с проблемами при регистрации автомобиля с ГБО в ГИБДД. Например, в 2012г купил малотоннажный грузовик в Москве и мне пришлось немало побегать, чтобы официально поставить его на учет. Тогда мы уложились в 2 дня беготни и около 3000р расходов на изготовление документов.
Сейчас ситуация стала еще сложнее: легально ставить на учет автомобиль с ГБО стало дольше и дороже. В результате, это съедает немалую часть экономии от более дешевого вида топлива.
Суть проблемы в том, что с 27.01.2015 изменился порядок регистрации таких машин. Теперь нужно ставить ГБО только в сертифицированных СТО (там дадут все сертификаты, акты, декларации и бумаги для внесения изменений в ПТС). Затем нужно пройти экспертизу, которая покажет возможность внесения таких изменений в конструкцию вашего автомобиля. После этого можно перерегистрировать свой же автомобиль в ГАИ, получить новый ПТС и свидетельство о регистрации, где будут отображены новые данные. После перерегистрации, автомобиль должен каждые 2 года проходить поверку газового баллона. Автомобиль с истекшим сроком поверки к эксплуатации не допускается. Как видите, менингита на голову владельца автомобиля добавилось изрядно.

Теперь о своем опыте эксплуатации автомобиля и решения всех трех типов проблем с газобаллонным оборудованием (взрывоопасность, другой режим работы мотора, перерегистрация в ГИБДД):

1) Резонно полагать, что ГБО надо ставить в проверенной конторе. Полистал отзывы в интернете, доверил установку компании Italgas в Краснодаре (2 филиала). Понравилось, что ребята не только ставят, но и проводят ТО, к ним можно приехать в случае проблем с работой ГБО. Настроят, отрегулируют, подскажут.

То есть, снижать риск взрывоопасности нужно еще на этапе установки – не ставить кустарным методом.

При заправке же выхожу сам из авто и заставляю выходить пассажиров (чаще всего это жена и ребенок). Если даже рванет – мы должны остаться в живых. Других путей решения этой проблемы не вижу.

2) Работа мотора. Начитавшись страшилок, начал обдумывать это все про свой ВАЗ 21043. Гидрокомпенсаторов у меня нет. Движок простой, ремонтопригодный. Система выхлопа тоже простая, катализатор мы уже отцепили. Если даже прогорят клапана или еще что сломается – ремонт отечественных Жигулей не должен стоить дорого (рассчитываю на 6000р замена клапанов). К слову, в Italgas каждый второй клиент – хозяин крутого джипа. Вот как они, интересно, решают проблему с ремонтом своих дорогущих движков? (Кого интересует каждый первый клиент – это легкие коммерческие автомобили-фургоны и, конечно, такси).

По ощущениям, на газу мотор теряет мощность. Когда баллон полный, это не сильно ощущается (если не в гору), когда в баллоне меньше половины – потеря мощности гораздо сильнее. Когда газ кончается, происходит резкая потеря мощности, машина “встает” (резко замедляется).

Неожиданный положительный момент – уменьшился расход топлива (я ожидал +20-25%, получил -20%). Если раньше Жигули с 1,6л движком кушали 13-14л на 100км, сейчас около 11л газа на те же 100км.

Из минусов: когда завожусь, нередко слышны хлопки – это нехорошо. Так же очень редко, но бывает ощущение, что в машине чувствуется запах газа. Может это фобия, может на самом деле так: за 2 месяца такое было 3 раза по 5-8 минут каждый раз. Очевидно, что пора ехать на ТО: после установки все резинки немного усыхают, поэтому места соединений нужно проверять, оборудование настраивать. ТО, конечно, платное.

Еще небольшой минус: установив ГБО, вы должны мало-мальски научиться его обслуживать. Там тоже есть фильтры, их надо периодически менять. Тут в Краснодаре подружился с местным таксистом, который несколько лет отъездил на ГБО. Сегодня он меня ошарашил: “Открой капот. Видишь вот тут под редуктором втулку? Откручивай. Потекло, да? Вот эта черная жижа – примеси, их периодически нужно сливать” За 2 месяца езды и примерно 6000км пробега после установки, этих самых примесей слилось около 70 грамм. Он бы не сказал – я бы и знать не знал!

3) По документам: мне честно дали весь набор документов для перерегистрации в ГИБДД. Там и сертификаты, и декларации, и заявления, и изменения в ПТС и свидетельство о регистрации (изменения смешные: снизилась разрешенная максимальная масса, т.к все оборудование весит 50кг). Т.к машина официально числится за отцом, да еще и в другом регионе, пока вопрос перерегистрации решил просто отложить. Уповаю на лень адыгейских ГАИшников. А так же на то, что баллон не видно, заправочное сопло тоже (под задним бампером).

При проверке документов, при оформлении протоколов за нарушения (ремень, скоростной режим) пока никто не интересовался системой питания. При том, что штрафов я набрал уже и в Татарстане, и в Самарской области, и в Ростовской области, и в Краснодарском крае. В Краснодарском крае меня заставляли поднять капот, сверяли номера агрегатов – под капотом-то ГБО сразу видно. Но тьфу-тьфу-тьфу на посту ДПС вопросов “Почему стоит ГБО, а в свидетельстве о регистрации не отображены изменения?” не возникло. Так же не возникло вопросов при страховании: в РосГосСтрахе нормально застраховали машину и впулили “допуслугу” (две страховки от клеща), дали направление на станцию ТехОсмотра и честно сказали, что туда можно в принципе не ездить (я и не поехал, ибо сам точно не пройду). И хотя пока проблем нет, сам вопрос с документами остается открытым.

Таким образом, пока ГБО позволяет экономить на заправке: вместо 1400р за полный бак раньше, теперь укладываюсь в 700-720р даже при заправке на дорогущем Лукойле. Из бытовых неудобств: сильно мешает запаска в багажнике (в универсале он соединен с салоном). Думаю, как бы прикрутить его сбоку в салоне.

Подводя итоги установки ГБО в легковой автомобиль:

С учетом всех минусов, считаю нецелесообразной установку ГБО на обычные легковые седаны, универсалы, кроссоверы и псевдовнедорожники (все, что идет до полноценных прожорливых джипов) – много менингита, проблемы с мотором, экономия не большая из-за средних и малых пробегов.

Для автомобилей же такси установка ГБО – это вопрос насущный и чаще всего у профессионалов он решен в пользу ГБО.

Причины просты: очень большие пробеги, движок в нашем бизнесе так и так надо “капиталить” время от времени. То есть, хоть с ним, хоть без него, но в мотор все равно придется лезть – арендные машины водители никогда не жалеют и заправляют не самым лучшим бензином.

Изменения в ПТС таксисты чаще всего тоже не вносят – причина и в том, что это солидный менингит. И в том, что на вторичном рынке машин с ГБО стараются избегать (наличие ГБО в легковом авто популярных недорогих марок косвенно указывает на большие пробеги и потенциальную опасность работы в такси) . И, наконец, в том, что снятое ГБО можно с успехом поставить на новый автомобиль в такси.

С учетом среднего срока жизни машины в такси 2-2,5 года, оборудование не успевает морально устареть. Я считаю установку ГБО в такси почти аксиомой, особенно, если вы владеете небольшим автопарком и сдаете борта в такси. Когда у вас 1-2 борта, этот вопрос не так актуален. Когда их больше, установка ГБО резко повышает привлекательность ваших бортов для таксиста, ускоряет срок сдачи, позволяет стандартизировать вопросы обслуживания и ремонта (следить и ремонтировать нужно одни и те же узлы и агрегаты). К тому же, в фирмах бывают акции для юридических лиц: в Italgas была совместная акция с Газпромовскими заправками. Юрлицо, ставящее ГБО на более чем 5 бортов, могло получить солидную скидку, если на автомобилях размещалась реклама сети заправок Газпром!

В завершение приведу цифру: в России на ГБО около 1,5-2 млн. машин – это газобаллонные автомобили (для сравнения: в Индии около 1,8млн, Аргентина – 1,5млн, Италия – около 1 млн, Иран около 4млн, Китай около 4млн и это количество быстро увеличивается из-за сильного желания хотя бы частично решить вопросы с экологией). Подавляющее большинство – это такси, легковые коммерческие автомобили (в т.ч каблучки и Газели), прожорливые джипы. У нас немного частных автомобилей с ГБО, т.к. у людей есть деньги на бензин. В Украине же процент именно частных машин на газу намного выше, а таксисты катаются на “зажигалках” почти поголовно. Если кризис в стране продолжится, простые автовладельцы начнут все чаще вести себя как наши братья на Украине.

 

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.