Продолжаю выкладывать вводную инструкцию такси “Сатурн” (Ижевск) для новых водителей. Если кто не в курсе, то повторюсь – под видом водителя прошел инструктаж, все записал и теперь этот материал доступен для вас: он пригодится если вы хотите открыть свою диспетчерскую или планируете сдавать машину в аренду. С помощью инструкции вы лучше поймете, как будет работать ваш водитель.

Начало и Продолжение рекомендую прочитать.

Оплата водителями “эфира”.

Эфиром (планом) называют плату, которую вносит водитель в службу за предоставление ему заказов. Если вы задумались, как создать службу такси – именно оплата водителями ваших услуг должна интересовать ваш больше всего, поэтому это непосредственно ваша прибыль.

sdat avto v taxi

Обычно оплатить план в службе такси можно 4 способами:

1) непосредственно в бухгалтерии службы – этот механизм реализован в такси “Сатурн” во всех городах присутствия (Нижний Новгород, Казань, Краснодар и так далее). Стоим в очереди, платим наличку, называем при оплате свой бортовой номер (мне, например, присвоили 4255).

2) для водителей, которые открыли ИП для такси, план можно оплатить безналичным перечислением с расчетного счета ИП/ООО. То есть если у вас есть своя фирма, то вы можете оплачивать по безналу. Это в Сатурне тоже реализовано.

3) Оплата через терминалы Элекснет, Оплати, ЕСМП, Киви и т.д. – это очень распространенный способ оплаты, потому что терминалы стоят везде по городу и водитель не обязательно должен через весь город ехать в службу для оплаты. Но терминал берет комиссию (около 3%), что снижает выручку службы такси. Правда, при этом исчезает “человеческий фактор” и не нужно платить за инкассацию денежных средств (в Сбербанке от 0,2% и выше). Водитель кладет деньги так же по номеру договора, который чаще всего делают идентичным бортовому номеру (у меня опять 4255).

4) Оплата “договониками” – часто, когда водитель катает договорников, он не платит эфир наличкой, а сдает квитанции в счет оплаты. Средний чек договорника всегда выше, чем у обычного пассажира – ну, это потому что заказывает такси менеджер, а платит за него директор. И  сотрудники часто накатывают гораздо большее количество КМ, чем если бы платили из своего кармана.

К слову: ездил как-то в Москву, когда еще работал менеджером. Нужно было выбрать дорогостоящее  оборудование на фирму, поэтому встречающая сторона расстаралась как могла: такси подали прямо к станции метро Белорусская (хотя днем такие пробки там…жуть), везде меня по их офисам катали, а в конце, когда надо было уже в аэропорт, я водиле говорю: “Слушай, перекусить хочу, заглянем в кафе? А потом на самолет”. Водила кивнул, мы встали у ресторана и около часа я ублажал свой желудок – и все это время (простой) оплатила в итоге встречающая сторона! Поистине, чужие деньги мы считать не умеем!

Водитель может начать работу в службе Сатурн даже без предоплаты – система изначально позволяет ему уйти в небольшой минус (до -590 рублей для легковых, грузовым такого не дано). Считается, что водитель заработает и заплатит эти деньги в контору. Если не оплатить в течение недели свой долг – уже на следующей отчетной неделе система снижает порог блокировки до 0 рублей – в минус уже не уйдешь, это защита от “чумоходов” (про них писал ранее).

В целом же, для службы предпочтительнее авансовая система оплаты – это и понятно, если водитель везет какого-то клиента далеко, он тоже просит аванс. Поэтому несмотря на то, что можно уйти в небольшой минус, в целом службы стараются держать водителей на коротком поводке и стимулируют оплачивать эфир по предоплате. Как это делается – расскажу позже, обещаю.

Приоритет в службе.

Очень непростой и болезненный вопрос для всех водителей – очередность распределения заказов. В “Сатурне” это сделано вот как: каждый водитель имеет свой приоритет, который легко посчитать – если есть официальное ИП и лицензия на такси это +1, если машина обклеена по цветографической схеме службы это +1 (просто шашки и магнитные наклейки приоритет не повышают), если есть договор между ИП и службой (то есть план оплачивается по безналу) это еще +1.

Итого, у легкового такси в службе “373″ может быть максимальный приоритет +3. За косяки он может быть на какое-то время понижен (и даже стать отрицательным). Так что рейтинг (приоритет) зависит от того, насколько таксист исполнителен, вежлив в общении с клиентами и пунктуален.

Однако мало кто знает, что на распределение заказов в итоге влияет не только приоритет, но и радиус заказа! В такси 930-373 этот радиус бьется в 700 метровой зоне. Если твоя машина одна находится в 700 метрах от заказчика и даже если у тебя отрицательный приоритет – ты получишь этот заказ. Так что с низким приоритетом можно работать – вставай у торгового центра или высотного жилого дома, там точно будут заказы.

Другое дело, что обычно все так и стоят – и вот когда ты уже не один, а вас много, тогда начинает играть роль приоритет. У кого он выше, тот получает заказы раньше, а порой и без очереди.

Если легковые стоят у торговых центров, то грузовые должны стоять, понятное дело, у хозяйственных и строительных баз.

Отчетная неделя и тарифы.

В такси “Сатурн” отчетная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье. Зачем она вообще нужна, спросите вы? Использование “отчетной недели” позволяет им повышать выручку, за счет тарифа “Безлимитный” – это тот инструмент, о котором я обещал рассказать. Мы будем говорить о тарифах позже, но “безлимит” – это тариф за 1200р/неделю, который активируется в понедельник и действует до воскресенья. Он заставляет водителя, оплатившего такой тариф, начать работать в начале недели (когда мало работы, вообще-то), а не в пятницу или субботу (когда вал). Безлимитчики так же имеют более высокий приоритет, то есть видят заказы раньше – за это его и берут. Ну, и на нем водитель выигрывает в деньгах по сравнению с другими тарифами. А служба получает дополнительный борт и дополнительные деньги – трудно заставить водителей платить за “мертвые” дни, когда мало заказов. Они все хотят работать с четверга по воскресенье!

Виды тарифов в 373 следующие:

Ненапряжный – 12 рублей с заказа (в среднем 200-240 рублей за смену). Он только называется “ненапряжный”, на самом деле самый херовый тариф, по сути водитель не видит многих заказов из-за низкой очереди.

Комбо – 80 рублей в сутки плюс 7 р/заказ. Комбинированный тариф, который выгоден для тех водителей, которые делают в день более 15 заказов.

Безлимитный – 1200 рублей за отчетную неделю. Отчет начинается в понедельник – даже если ты взял безлимит в среду, все равно в воскресенье в 3-00 он закончится! Но он в итоге самый дешевый и на нем выше очередность. Фирме он выгоднее всего.

Предварительные заказы – почти все службы позволяют делать предварительный заказ такси. Из-за особенностей программы, его можно делать только на сутки вперед. Водитель может взять предварительный заказ, при этом не надо указывать время прибытия (через 5-10-15 минут) – просто за 10 минут до времени заказа приходит подтверждение, что такой-то борт должен быть там-то. И его надо обязательно выполнить!

Если подтверждение от вашего борта не пришло – заказ уходит в “Текущие” и его могут выполнить другие водители. А вам это в косяк запишут!

Экстренные заказы – я уже писал, что в службе “Сатурн” договорные заказы выделяются коричневым цветом. А оранжевым цветом на терминале выделяются “экстренные” заказы – специально для этого “373″ рекламирует новый номер “311-111 Когда время дороже денег!” Оплата таких заказов идет по повышенной ставке – 15 рублей/км (обычно 11 рублей/км). Так же оплачивается посадка. Для водителя такие заказы очень выгодны, т.к. он много зарабатывает – но выгодно это и пассажиру, так как он 100% уедет в течение 1-2 минут. Такие “экстренные” заказы являются для таксиста самыми “вкусными”.

Ну, и на последок… 

После выполнения заказа (любого) таксист по требованию пассажира должен выдать ему квитанцию за поездку. По договорникам это свои квиточки, по всем остальным – это обычный бланк строго отчетности (БСО), то есть простой товарный чек. За невыдачу чека предусмотрен штраф до 5000 рублей для водителя и для 30 000 рублей для директора службы такси. Поэтому в “Сатурне” особо смотрят за тем, чтобы водители при себе имели заполненные бланки БСО и могли их выдавать при первом требовании.

На этом вводная инструкция таксиста завершается – я сделаю лишь еще одну запись (насчет службы Контроля Качества Обслуживания – ККО). Она пойдет отдельно, т.к. в большинстве служб такси такого отдела просто нет, а в 373 она присутствует.

Для тех из вас, кто хочет сам организовывать диспетчерскую:

Учтите, что вся “инструкция таксиста” вами должны быть представлена в виде комплексного и наглядного учебного пособия: манагер должен предупреждать водителей, что инструктаж проходит централизованно, например, в 10 и в 15 часов каждый день (чтобы по 10 раз каждому по-одиночке не объяснять), должен быть небольшой учебный класс или просто свободное место 12-17 кв.м (плюс доска с маркером и стулья –  у 373 просто несколько скамеек стоят), обязательно на 3-4 страницы основные инструкции письменно в папочках свободно лежат на столе (чтобы читали, пока собираются остальные водители), ответы на ЧАВО (частые вопросы).

Менеджер по обучению должен иметь при себе планшет с запущенной программой такси, чтобы наглядно показывать, какие кнопки нажимать – на обычном телефоне ничего не видно, а на планшете все же экран больше! Если не показывать – потом вал звонков “а как зайти в программу!?” и так далее.

Очень хорошо, если в начале водителям раздаются ЛОС – листы обратной связи, где указаны координаты+ФИО водителя, а так же его отзыв/пожелание/что осталось не понятным – которые они обязательно должны заполнить и сдать обратно после обучения. По ним потом делают прозвон: вы приходили в службу, но не стали у нас работать, почему? За счет таких звонков можно на 15% повысить число тех, кто после обучения остался работать в службе. А обычно в службах этого не делают и потом теряют водителей (и не могут их потом найти – не осталось телефонов и других координат!)
Ну, и сразу после обучения (пока водитель теплый), его направляют в руки манагера, который оформляет договор, сообщает бортовой номер и проводит визуальный осмотр автомобиля. То есть на выходе у вас должны остаться работающие на вас таксисты – и это будет источником вашей прибыли.

Нет ничего зазорного в том, если ваши менеджеры так же время от времени прозванивают водителей с предложением перейти на более дорогой тариф – это на 5-7% повысит выручку фирмы. Понятно, что кто-то откажется – но ведь кто-то и согласится: выше очередность, дешевле (в пересчете на сутки) цена эфира. Плюс, ваша служба получает водителей на “мертвые дни” (понедельник-среда).

Ну, и в офисе должна быть ежемесячная/еженедельная доска почета, на которой висят таксисты, сделавшие максимальное число заказов – например, это может быть сделано так:

 

Если вы открываете диспетчерскую службу или хотите увеличить прибыль от действующей службы, вы можете записаться на платный консалтинг в этой области (всего от 4900р за мою работу с конкретно вашей ситуацией). Пишите заявки на taxi-vopros@yandex.ru и мы с вами заработаем больше денег для вашего бизнеса! 

 

 

 

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.