Часто пишут в личку и спрашивают примерно так: “Я из небольшого города, у нас всего 5-6 служб такси. Думаю открыть свою диспетчерскую, купить красивый номер и принимать водителей с л/а. Как раскрутить службу такси, куда подавать рекламу, чтобы и клиенты звонили, и водители шли?”
В этой статье постараюсь ответить на эти вопросы и другие вопросы об аренде авто, чтобы не тратить каждый раз время объясняя все каждому обратившемуся.

Для начала поставим правильно вопрос: реклама для новой службы такси нужна как для клиентов, так и для водителей!
В силу своей специфики, служба такси зарабатывает на водителях (план, эфир), а услуги предоставляет пассажирам. Замечу, что с появлением таких монстров, как “Сатурн”, “Максим” и других сетевых игроков, теперь даже в небольшом городе сложно открыть диспетчерскую – конкуренция большая, тарифы для водителей снижаются и новичкам труднее.

Тем не менее, у меня в соседнем населенном пункте есть пример того, как служба такси начала работать и работает до сих пор, да еще и выкупила конкурента – речь идет о Диме Глухове из Як-Бодье и его службе “Быстрое такси”. Они, кстати, участвовали в нашей прошлогодней акции протеста против ФЗ-69 и внесли свой вклад в нашу борьбу – см. фото
быстро такси

Я, кстати, очень надеюсь, что Дима найдет время и даст интервью для этого сайта – многим его опыт пригодится, т.к. он при открытии службы еще и у государства денег отжать умудрился.

Однако, мы отвлеклись: нас интересует реклама такси.

Общий вид расходов на рекламу у нас выйдет таким:

1) наружная реклама (билборды, сити-борды, брэндмауэры)

2) реклама на автомобилях и собственные шашечки

3) креативная реклама (нестандартные виды рекламы, например,  реклама в маршрутных такси )

4) раздатка (календари, блокноты, ручки)

5) дисконтные карты

6) реклама по радио и в печатных СМИ

7) реклама в интернет

Теперь о каждом виде подробнее.

1) реклама на билбордах и сити-бордах – это умеренно эффективный вид рекламы. Большие билборды заметны, однако почему эффективность может быть невысокой? Во-первых, билбордов очень много – тут много конкуренции: если в городе 1000 билбордов, то ваши 2-4-7 просто затеряются среди остальных! Поэтому на мой взгляд, для новой службы такси рекомендовать тратить деньги на билборды не стоит – ведь, во-вторых, это дорогой носитель: сторона “А” в городе-полумиллионнике обойдется от 9 до 13 тысяч в месяц + печать баннера +монтаж.

Другое дело малые форматы: сити-борды, баннеры на остановочных комплексах – тут цены в разы меньше, а эффект очень хорош. Народ постоянно стоит на остановке и пялится на вашу рекламу, которая во-первых, большая (обычно баннер занимает весь инфо-стенд или боковую поверхность ларька), во-вторых, время контакта длительное (от 5 до 20 минут в ожидании автобуса). Так что сити-борды (небольшие рекламные конструкции вдоль улиц, размер 1,2 на 2,2 метра в среднем) и рекламу на остановках новой службе можно рекомендовать – она и эффективна, и дешева. Минус – это более точечный эффект, в сравнении с билбордом.

Прекрасный пример рекламы на билборде в Ижевске – служба 373: “Мы профессионалы и нас много” – пять (!!!) подряд билбордов на самом оживленном участке ул. 10 лет Октября. Обязательно сделаю фото и выложу сюда.

2) Реклама на автомобилях и шашечки – почти все крупные службы заставляют водителей наносить виниловые наклейки на свои авто. Я имею в виду “заставляют” – невозможно 100% принудить обклеить авто, однако сотрудники настоятельно рекомендуют обклейку и экономически мотивируют это (ниже план, выше приоритет). Почему?

Да потому, что это очень эффективно: если человек видит машины определенной службы на дорогах – в пробке, из автобуса, гуляя по улице – то эта служба для него существует. Очень сложно раскрутить свою службу на безымянных авто и со стандартной мелкой желтой шашечкой. Поэтому 100% нужно рекомендовать новым службам обклеивать машины. Это могут быть шедевры, типа службы 434343. А может быть просто крупно номер на дверях – тут важно, чтобы у человека отложились цифры вашего телефона и не более того! Поэтому и шашечки должны быть крупными и с номером телефона (тоже крупно, контрастно).

реклама такси

3) Раздатка – это первый вид рекламы, который больше ориентирован на водителей, нежели на пассажиров. Обычно раздают ручки, блокноты, бланки доверенностей (на мой взгляд, самое эффективное). Все это водители получают бесплатно в офисе конторы – и так как они этим пользуются, это видят их друзья, коллеги и так далее. Таким образом другие водители узнают, что есть такая служба, как такси 606060, например. К слову, с помощью бесплатных бланков доверенности эта служба получила десятки водителей – ведь бланк доверенности имеет длительный цикл использования (3-6-12-36 месяцев, смотря на какой срок). И ее видит большое количество людей. Поэтому иметь свои календарики, ручки, блокноты (это, кстати, фирмы такси периодически дарят пассажирам – на праздники, Новый год и так далее), доверенности и прочее – это и недорого, и приятно. Особенно мне нравились доверки, просто я сдаю машины в аренду и постоянно нужно новому водителю выписывать доверку, а они стоят 5-7 рублей и под рукой их вечно нет. А так взял сразу пачку – и на 2-3 месяца вперед обеспечен. Правда, сейчас рукописные доверки отменили. Тем не менее фото:

реклама такси

4) Креативная реклама – сюда я отношу нестандартные виды рекламы. Реклама на асфальте (у такси “Максим” 77-77-77) – очень дешево и очень эффективно: наносим у людных перекрестков – народ постоянно смотрит под ноги и видит наш номер. Прекрасным примером креативной рекламы является “пузатая” Волга ГАЗ-21 (после реставрации) в службе 43-43-43 – на ней катают свадьбы и периодически она работает на линии, обслуживая простых клиентов. При этом на бортах наклейки, а на крыше шашчки с номерами службы. На весь город она одна и очень заметна среди прилизанных иномарок.
Так же мне нравится общественный транспорт, обклееный рекламой фирм – авобусы ЛиаЗ, Нефаз и другие. Реклама на бортах автобуса стоит не очень дорого – от 2 до 4 тыс. в месяц, работает она очень долго и очень эффективно: по всему маршруту “скотовоза” люди видят, что “К вам едет такси 43-43-43″. Кстати, такси Максим тоже заключило договор на рекламу на бортах автобусов в Ижевске – с ЗАО СТЭФ, это маршруты 18,39,49 и другие (б/у корейские длинномерные автобусы). Молодцы, они на верном пути.

реклама такси реклама такси

5) Дисконтные карты – в Ижевске они не очень прижились, хоят в других городах (да и во всем мире) использование дисконтной карты даже с копеечной скидкой позволяет “привязать” к себе клиента. Однако использование дисконтной карты в такси осложненно тем, что выпускает ее служба, а делает скидку (из своего кармана) водитель. Поэтому водитель крайне незаинтересован в предоставлении скидки, а служба напротив, не хочет возмещать выпадающие расходы водителю.
По дисконтным картам у нас сейчас катает такси “Лидер” – у них есть 10% и 20% скидочные карты. Были дисконтки и у 60/43, однако на данный момент непонятно, используют/выдают их или нет. Скорее всего нет, иначе у меня была бы такая карта.
реклама такси

6) реклама по радио и в печатных СМИ - еще один вид дорогой (в отличие от предыдущих 3х пунктов), но эффективной рекламы. Бюджет радио-рекламы начинается в полумиллионном городе от 15-20 тыс. в месяц. Но за эти деньги можно получить только мало рекламы и в неудобное время, поэтому бюджет придется увеличить минимум до 50. А это уже другие деньги.

Делать длинную 15-30 сек. рекламу по радио нет смысла – опыт показал, что лучше разбить свой небольшой бюджет на огромное количество коротких роликов по 3-5 секунд и впихивать их везде, где можно. Примеры удачной рекламы – это постоянные, назойливые “Заказа такси 43-43-43″, “Даем заработать честно и много, 900-373″, “66-66-66 100% подача автомобиля 66-66-66″. Ролики очень короткие, зато их очень много. В итоге, у клиента остается главное – номер телефона!

Радиореклама может быть и не назойливой – в 2010 году такси 60-60-60 смешило весь город серией своих уморительных радио-роликов: “Проспал, опоздал, устал как овощ? Такси 60-60-60 спешит на помощь!”

Другое дело печатка: тут девиз “Чем короче – тем лучше” уже не подходит. В печатных СМИ обычно заказывают два типа рекламы: модульная (имиджевая) – для клиентов, и строчная (на работных газетах, в газетах типа ИРР, общегородские газеты бесплатных объявлений) – для водителей.  Чем в большем количестве мест выходят ваши строчки (а строчная реклама недорогая) о приеме водителей “на личном л/а” – тем лучше. Хотя в любом городе, надо признать, круг таксистов уже сформирован и до 50-60% водителей – это “кочевники”, которые ходят от службы к службе и ищут более низких/выгодных тарифов для себя. У меня водители за 1-1,5 года меняют до 4 служб. Так что строчная реклама – она для новичков больше, кто недавно решил идти работать в такси и не знает, где какие условия.

Чем хороши печатные СМИ – они всегда на виду и имеют большой тираж. Минус – цена и периодичность. Прошла неделя – и выходит новая газета и снова надо платить за выход. Альтернативой печатным СМИ в этом плане становится реклама в лифтах – их много и эту рекламу смотрят (не менее 30 сек). Периодичность тут ниже (1 раз в 2/4 недели замена изображений на стенде). А цена ниже (от 4500 рублей за небольшой модуль). В Ижевске эту рекламу уже оценили и используют местные службы. “Пришлые” компании пока тормозят (Лидер, Максим) и делают упор на билборды (дорого и глупо).

7) ну и последнее – сайт.
Тут все очень не просто – можно сделать сайт-визитку, но от него мало толку. Опять-таки, делать дорогой дизайнерский сайт и выводить его в ТОП-3 Яндекса, платить за Яндекс-Директ, участвовать в рекламной компании Google AdSence – тоже не то, ведь очень редко ищут телефон службы через интернет. Обычно он в памяти (на что нацелены остальные пункты этой статьи). Но сайт и своя информационная система нужна.
Поясню: сейчас уже где-то 15% всех заказов делается через интернет. В крупных городах эта цифра больше (в Москве популярен сервис Яндекс-такси), в небольших – меньше. Поэтому если вы находитесь в крупном городе, вы – крупная сетевая компания с филиалами в куче городов – нужно задуматься о сервисе для сети интернет.
Сервис тут двояконаправленный – на клиентов и на водителей. Клиент может заказать такси он-лайн, самостоятельно выбирая машины, находящиеся рядом с ним – для этого нужно ставить соответствующую программу на свой сайт. В Ижевске такая программа “Такси 373″ (вроде) есть у службы 900-373 (Сатурн) – и она популярна.
С другой стороны, не секрет, что почти все водители сейчас получают заказы через коммуникаторы – и тоже используют для этого программу (чаще всего на Андроиде). По установке программы, по глюкам, по обновлениям и новым релизам очень много вопросов и непонимания, каждому объяснять устанешь, поэтому удобно иметь сайт/форум/блог, чтобы люди находили ответы там – это снижает нагрузку на диспетчеров и количество непонимания. Так что сайт больше нужен как площадка для заказа такси он-лайн, для скачивания обновлений программы и для общения водителей и руководства. Как вы понимаете, это далеко не тот сайт, о котором может подумать новичок в самом начале.
На мой взгляд, лучшее решение пока предложило в этой области две фирмы: Максим (у них отличный корпоративный блог такси) и служба 900-373 (возможность заказа такси-онлайн).

Ну, вот! На этом хочется завершить ответ на вопрос “Какой должна быть реклама службы такси”. Как видите, тут нет однозначного ответа и многое зависит от бюджета. Но самое главное – в работе такси много специфики, так что не все стандартные решения подойдут для этой области. Оставляйте свои вопросы и пишите дополнения в комментарии, если считаете, что о чем-то тут не сказано.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.