Каршеринг недавно появился в Москве. В частности, им занимаются фирмы Делимобиль и более мелкие Yourdrive, Anytime (по 100 бортов в каждой). Для сравнения, каршеринг от Делимобиль (официальный сайт delimobil.ru) - это около 500 машин (планы компании к началу 2016г). Как видите, у ребят очень крепкие яйца и мощное финансирование!

Постараемся разобраться, кто стоит за этими вложениями и насколько серьезным является новый игрок.

Делимобиль создана швейцарским инвестфондом Дженерал Инвест. Сейчас держитесь за стулья – вложения в бизнес составляют около 600 000 000 (шестьсот миллионов рублей). К концу 2016г по плану вложить целый ярд (1 000 000 000р), а если охватят еще и города-миллионники во всей РФ, то вложения составят 6,5 ярдов. Когда я прочитал это в специализированной бизнес-литературе, появилось стойкое желание пойти попить чаю и протереть глаза. Однако, цифры именно такие, пацаны и девчонки… “Круто” – это даже не слово, это малая часть того, как можно описать подход ребят к бизнесу.

каршеринг

каршеринг

Идем дальше: бизнес-модель.

Бизнес-модель прогрессивная: пользователь может взять машину в поминутную аренду (на старте было 5р/минута), попользоваться сколько хочет и припарковать, оплатив время пользования по факту. Как вы понимаете, условия – шоколад. Многие спросят, какие тут подводные камни, как защитить авто от угона-ущерба, недобросовестных пользователей и прочих упырей? Защита есть, проект очень четко продуман.

Услуга уже работает в Париже, Берлине, Милане и ряде других европейских городов. Основные игроки – Zipcar, DriveNow, Car2Go, City CarShare и т.д. Московский каршеринг стартовал в сентябре 2015г. В качестве основной модели используется популярная у московских таксистов Хендай Солярис с движком 1,4л. Правда, если в такси берут коробку механику, то автомобиль каршеринг – это автомат. Видимо, рассчитано на более массового и неумелого водителя, нежели таксист. К цене машины прибавляется оснащение датчиками GPS-ГЛОНАСС с возможностью отслеживания местоположения авто в реальном времени, глушения двигателя. Так же ставят датчики, синхронизированные с интернет – клиент открывает машину не ключами, а приложением на Андроид-смартфоне.

Планы у компаний каршеринга грандиозные – в одной только Москве по их подсчетам можно ставить 10 000 автомобилей каршеринга (потом каршеринг придет в СПб). Для сравнения, такси в Москве около 50 000 бортов. То есть, как будто бы на рынке появляется серьезный конкурент. Насколько прогнозы сбудутся – покажет время. Я думаю, что успех к ребятам придет ооооооооочень нескоро, в конце статьи объясню причины скепсиса своими расчетами.

каршеринг

каршеринг

Технология работы каршеринга сложная, куда сложнее, чем в такси. Управление и контроль осуществляется через диспетчерский центр. По городу расположены офисы компании-оператора. Пользователь должен заключить договор с оператором услуги, для чего нужно один раз приехать лично в офис, предъявить паспорт, подписать договор. Служба безопасности пробивает водителя-кандидата на вопрос долгов, судов, списка штрафов, страховых случаев по ДТП. На этом этапе СБ отсеивает “косячных” клиентов. Услуга ориентирована на физлиц, средний класс, “белых и пушистых”, не запачканых судами.

После заключения договора клиент может зайти в личный кабинет на сайте компании (в частности Делимобиль), привязать к нему банковскую карту (с которой будут списываться деньги) и, собственно, начать пользоваться услугой. Заходит в приложение на телефоне, видит на карте свободные машинки – и вперед, поехали! Можно даже через приложение заставить машину помигать фарами, если не можете найти ее по указанными координатам.

Услуга рассчитана на москвичей со средним и ниже среднего дохода. Считается, что один борт каршеринговой машины может заменить 20 личных бортов. Большая часть поездок на таких машинах совершается от станции метро до магазина/офиса/банка/парикмахерской и проч. Потом обратно. В принципе, удобная услуга, которая может разгрузить перегруженные московские улицы. Поэтому конкретно Делимобиль получил поддержку Сергея Собянина. “Зеленый” свет проявляется в скорости выхода на рынок, отсутствии препон и, главное, можно парковать машины Делимобиля на платную парковку (что для центра вообще-то актуально). Другие игроки такой гравицаппы от мэра не получили.

Для иногородних командировочных это тоже удобная услуга. Особенно, если учесть планы каршеринга по разрешению поездок в аэропорт. Пока дальше МКАДа уехать проблематично, а вернуть машину нужно в пределах Третьго транспортного кольца. Цена услуги в среднем 8-9р/мин (промо тариф на старте – 5р). Есть период ожидания (пока сидишь в парикмахерской, например) – чтобы машину “не увели”, можно поставить ее на ожидание за 1,5-2р/мин. В любом случае получается выгоднее чем такси. И, главное, можно спокойно парковать на платной парковке и идти дальше по своим делам. Это плюс – удобно, даже цена тут вторична.

Теперь о минусах:

- рулить надо самому. Вождение, особенно, по незнакомым улицам – это стресс. Не каждый готов рулить сам, поэтому этого клиента у такси каршеринг не отгрызет.

- нет гарантии подачи авто. Есть категория деловых людей, которые ценят стабильность и скорость: заказал – через 10 минут машина у подъезда. Поэтому такие люди вызывают такси. С каршерингом никто не подгонит авто к подъезду, искать свободный борт надо самому. И не факт, что он будет.

- уехать можно, в основном, от станции метро. Из дома не уедешь, т.к. именно у метро начинаются и заканчиваются большинство поездок. Такси едет до самого дома клиента.

- система штрафов и наказаний: курение в салоне 2000р (списываются с банковской карты клиента), оставил в салоне мусор (2000р), повреждение геолокационного датчика 150 000р. При ДТП по вине клиента списывается безусловная часть франшизы 15 000р (при размере ущерба до 100 000р, а если больше – то 20% ущерба). Страхуется борт по КАСКО, но КАСКО идет с безусловной франшизой. Про риск попасть в ДТП на загруженных трассах говорить не буду. К любой машине надо привыкать, особенно, тем кто на МКПП ездил, а тут сразу на КПП. Я когда забирал водительские борта (при том, что у меня три “десятки” было и нексия) и то путался за рулем, приноравливался к каждой машине.

Откровенно, каршеринг не станет заменой такси. Немного разные ниши, разные клиенты. Хотя, безусловно, часть потребителей он оттянет. Особенно, среди местных жителей, которые знают маршруты и дороги.

Про экономику проекта: мы сдаем борт в такси за 1300р/сутки. Водитель такси (речь про столицу) должен сделать от 3 до 8 килорублей. Сколько приносит владельцам каждый каршеринг авто? Пока средний период аренды – 10 минут в день. При этом приложение скачали 20 000 человек, договора подписали (октябрь 2015) около 1500 чел. То есть ребята вложили 600 000 000 рублей, чтобы получать с борта около 90р/день?

Сами бизнесмены согласны, что пока проект убыточный, хотя динамика скачиваний приложений выше плана. Окупаемость проекта наступает при 180 минутах работы в день (это 1600р/день). В этом случае срок окупаемости у проекта 2 года. Учитываем, что деньги Швейцарские, поэтому кредитная ставка там не 15-25% в год, а около 4-5%. С российским финансированием срок окупаемости, думаю, прилично затянулся бы.

Подводя итоги, я бы сказал вот так: каршеринг – это скорее замена личному транспорту для молодых жителей центральных районов Москвы. Но не замена такси. Разные клиенты, разная мотивация. Можно понять сомнения молодой семьи из двух человек, живущих у родителей: ездить за 150-200р в день или покупать за 700 000р тот же Солярис (+страховка, +бензин, +ТО, +мелкий ремонт, +парковка/стоянка, +амортизация)? Тут все ясно, каршеринг явно выигрывает. Но спешащему на встречу или свидание пассажиру такси некогда будет искать свободный борт. Деловому человеку проще заказать такси к выходу из офиса, чем идти пешком до свободного каршерингого борта из-за лишних 200р экономии. Для ленивого клиента каршеринг вообще не подоходит – лентяи ездят на такси.

Поэтому, господа арендодатели, каршеринг нас не убьет. Скорее всего, он откусит наименее платежеспособную часть клиентов, для которых лишние 100-150р разницы за поездку стоят поисков свободной машины и рисков по возможному ущербу при самостоятельном вождении. Вот большой вопрос, как каршеринг переживет первую зиму, коррозию от солевых растворов, аномальные морозы (как перезарядить сразу 500 акумуляторов?), насколько активно жители Москвы будут пользоваться сильно поношенными каршеринговыми машинками через 2-3 года (всё общее, оно ведь и ничейное – а значит, привет оторванным ручкам, пыльному салону, затертым значкам). Как написано на официальном сайте Делимобиля: “Ваш личный общественный транспорт”. Общественный значит поюзанный. А публика в миллионниках капризная. Честно говоря, будь я на месте Глобал Инвест – я б не стал вкладываться в такой малоприбыльный (на сегодняшний день) бизнес.

 

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси».
В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.